Характерологические особенности детей с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – это время наиболее
интенсивного формирования познавательной деятельности и развития личности в
целом. Если интеллектуальные и эмоциональные способности ребенка не получают
должного развития на этом этапе, то в дальнейшем возникают проблемы с их полной
реализацией. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития.
Что представляет собой задержка
психического развития? Это разновидность аномального развития, при котором
наблюдается замедление темпа развития одной или нескольких психических функций.
В большинстве случаев эти функции могут быть компенсированы благодаря
медикаментозному лечению, специальному коррекционному обучению и временным
факторам.
С точки зрения неподготовленного
наблюдателя, дети с задержкой психического развития могут не отличаться от
своих сверстников. Родители часто не обращают внимание на то, что их ребенок
может начать ходить и взаимодействовать с предметами немного позже, их речевое
развитие может быть отложено. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания
и быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне, а затем
могут отразиться на выполнении учебных заданий.
Проблемы в усвоении программы детского
сада становятся заметными к моменту старшего дошкольного возраста: дети
становятся неактивными на занятиях, плохо запоминают материал и легко
отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается
ниже, по сравнению с их сверстниками.
По мере начала обучения в школе,
клинический образ нарушений становится более явным из-за трудностей,
возникающих при освоении учебной программы, в то время как психологические
проблемы приобретают глубокий и устойчивый характер.
Известные специалисты в области
педагогики и психологии отмечают, что дети с отклонениями в психическом
развитии часто сталкиваются с затруднениями в восприятии, концентрации,
мышлении, запоминании информации и развитии речи.
У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание:
Ø
долго не
формируется произвольное внимание;
Ø
внимание
неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости,
физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники,
просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;
Ø
малый
объём внимания;
Ø
дети
с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно
писать);
Ø
наблюдаются
трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
Ø
часто
обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
Ø
темп
восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
Ø
сужен
объём восприятия;
Ø
наблюдаются
трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
Ø
наблюдаются
проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения,
с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;
Ø
нарушено
восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени,
пространства;
Ø
затруднено
пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные
связи;
Ø
физиологический
слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
Ø
затруднён
стереогноз (узнавание на ощупь).
Память:
Ø
недостаточная
прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной,
поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;
Ø
хуже
развита вербальная память, лучше зрительная;
Ø
страдает
способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление:
Ø
недостаточная
сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и
т.д.;
Ø
особенно
страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется
у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку
со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
Ø
не
могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
Ø
не
понимают скрытый смысл загадки, пословицы …
Речь:
Ø практически у
всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает
звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно
страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая
сторона речи.
Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР:
1. Дети с задержкой психического
развития обычно имеют низкую степень концентрации внимания, поэтому им
необходимо специальное направление и организация внимания. Для этого полезны
все виды упражнений, способствующих развитию различных форм внимания.
2. Для освоения навыков и умений детям с
ЗПР требуется больше практики, поэтому им следует предоставить возможность
многократно выполнять одни и те же задания в одинаковых условиях.
3. Интеллектуальные недостатки у этих
детей проявляются в том, что им сложно следовать сложным инструкциям. Поэтому
задания необходимо разбивать на маленькие фрагменты и предъявлять поэтапно,
ясно и конкретно формулируя каждую задачу. Например, вместо инструкции
«Напишите рассказ по картинке» можно сказать «Посмотрите на эту картинку. Кто
здесь изображен? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажите».
4. Дети с ЗПР часто испытывают
истощение, выражающееся как утомление или излишнее возбуждение. Поэтому важно
не заставлять ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
Однако многие из них могут использовать свою утомляемость в качестве предлога
для избегания ситуаций, требующих произвольного поведения. Поэтому необходима
церемония «прощания» с демонстрацией положительных результатов работы, чтобы
усталость не стала негативным итогом взаимодействия с педагогом.
5. Любое проявление искреннего интереса
к личности таких детей имеет особую ценность, поскольку может стать одним из
немногих источников чувства значимости для них, что важно для формирования
позитивного самовосприятия и восприятия других.
6. Одним из основных методов
положительного воздействия на детей с ЗПР является работа с их семьями.
Родители таких детей часто страдают от повышенной эмоциональной эмоциональной
чувствительности, тревожности и внутренних конфликтов. Сотрудникам учреждения,
где ребенок посещает занятия, следует объяснить родителям, что своевременная
помощь ребенку с ЗПР позволит предотвратить дальнейшие нарушения и создаст
больше возможностей для его развития. Родителям детей с ЗПР необходимо
научиться, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и
семей принесет пользу ребенку с задержкой психического развития и приведет к
положительным результатам.
7. Сопровождение детей с задержкой
психического развития включает в себя комплекс специальных занятий и
упражнений, направленных на стимуляцию познавательного интереса, развитие
произвольного поведения и формирование психологических основ учебной
деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий