Характерологические особенности детей с задержкой психического развития.

 

Дошкольное детство – это время наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и развития личности в целом. Если интеллектуальные и эмоциональные способности ребенка не получают должного развития на этом этапе, то в дальнейшем возникают проблемы с их полной реализацией. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития.

Что представляет собой задержка психического развития? Это разновидность аномального развития, при котором наблюдается замедление темпа развития одной или нескольких психических функций. В большинстве случаев эти функции могут быть компенсированы благодаря медикаментозному лечению, специальному коррекционному обучению и временным факторам.

С точки зрения неподготовленного наблюдателя, дети с задержкой психического развития могут не отличаться от своих сверстников. Родители часто не обращают внимание на то, что их ребенок может начать ходить и взаимодействовать с предметами немного позже, их речевое развитие может быть отложено. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания и быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне, а затем могут отразиться на выполнении учебных заданий.

Проблемы в усвоении программы детского сада становятся заметными к моменту старшего дошкольного возраста: дети становятся неактивными на занятиях, плохо запоминают материал и легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается ниже, по сравнению с их сверстниками.

По мере начала обучения в школе, клинический образ нарушений становится более явным из-за трудностей, возникающих при освоении учебной программы, в то время как психологические проблемы приобретают глубокий и устойчивый характер.

Известные специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что дети с отклонениями в психическом развитии часто сталкиваются с затруднениями в восприятии, концентрации, мышлении, запоминании информации и развитии речи.

У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание:

Ø    долго не формируется произвольное внимание;

Ø    внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;

Ø    малый объём внимания;

Ø    дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);

Ø    наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

Ø    часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

Восприятие:

Ø    темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

Ø    сужен объём восприятия;

Ø    наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

Ø    наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;

Ø    нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

Ø    затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

Ø    физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

Ø    затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Память:

Ø    недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;

Ø    хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

Ø    страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Мышление:

Ø    недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

Ø    особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

Ø    не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

Ø    не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь:

Ø    практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.


Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР:

1. Дети с задержкой психического развития обычно имеют низкую степень концентрации внимания, поэтому им необходимо специальное направление и организация внимания. Для этого полезны все виды упражнений, способствующих развитию различных форм внимания.

2. Для освоения навыков и умений детям с ЗПР требуется больше практики, поэтому им следует предоставить возможность многократно выполнять одни и те же задания в одинаковых условиях.

3. Интеллектуальные недостатки у этих детей проявляются в том, что им сложно следовать сложным инструкциям. Поэтому задания необходимо разбивать на маленькие фрагменты и предъявлять поэтапно, ясно и конкретно формулируя каждую задачу. Например, вместо инструкции «Напишите рассказ по картинке» можно сказать «Посмотрите на эту картинку. Кто здесь изображен? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажите».

4. Дети с ЗПР часто испытывают истощение, выражающееся как утомление или излишнее возбуждение. Поэтому важно не заставлять ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие из них могут использовать свою утомляемость в качестве предлога для избегания ситуаций, требующих произвольного поведения. Поэтому необходима церемония «прощания» с демонстрацией положительных результатов работы, чтобы усталость не стала негативным итогом взаимодействия с педагогом.

5. Любое проявление искреннего интереса к личности таких детей имеет особую ценность, поскольку может стать одним из немногих источников чувства значимости для них, что важно для формирования позитивного самовосприятия и восприятия других.

6. Одним из основных методов положительного воздействия на детей с ЗПР является работа с их семьями. Родители таких детей часто страдают от повышенной эмоциональной эмоциональной чувствительности, тревожности и внутренних конфликтов. Сотрудникам учреждения, где ребенок посещает занятия, следует объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит предотвратить дальнейшие нарушения и создаст больше возможностей для его развития. Родителям детей с ЗПР необходимо научиться, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семей принесет пользу ребенку с задержкой психического развития и приведет к положительным результатам.

7. Сопровождение детей с задержкой психического развития включает в себя комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на стимуляцию познавательного интереса, развитие произвольного поведения и формирование психологических основ учебной деятельности.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ