ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции: сборник научнометодических статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 477 с. 

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Китаева В.С.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 44 «Поляночка», г. Новочебоксарск, vika_k96@mail.ru

Бударина Е.Н.

МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок», г. Новочебоксарск,karipl@mail.ru

Васильева Н.А.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей  №25 «Гнёздышко»

г. Новочебоксарск, vasilevanatali83@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития мимики у детей дошкольного возраста. Описываются результаты исследования мимики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с задержкой психического развития. Дана сравнительная характеристика групп. Полученные данные могут применяться на практике педагогами, работающими с данной категорией детей.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, мимика, дети с нарушениями речи.

 

В настоящее время перед психологами и педагогами образовательных учреждений стоят задачи разработки природо- и культуросообразных программ психологической и педагогической поддержки познавательного и социально-личностного развития детей. По мнению ученых-исследователей, учёт психофизиологических особенностей обеспечит создание комфортной развивающей образовательной среды для ребёнка.

Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие, эмоциональному развитию уделяется недостаточного внимания. Каждый год в детский сад поступают дети с различными нарушениями в развитии, в числе которых особое место занимают нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети стали меньше удивляться и восхищаться, реже сопереживать, их интересы ограничены, а игры однообразны.

У детей с ограниченными возможностями здоровья главной потребностью является – движение. Движение способствует благоприятному развитию интеллектуальной деятельности, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы. С помощью движений дети познают собственное тело и окружающий мир.

Корригировать, развивать движения и мимику – главный аспект в физическом воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей чаще всего наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционной, лицевой моторики и мимики.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко мимика учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу [5].

Цель нашей работы провести сравнительный анализ состояния мимики в различных вариантах её изучения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нарушениями речи.

Работа выполнялась на базе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей №25 «Гнёздышко» г. Новочебоксарск и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляночка» г. Новочебоксарск. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет, имеющие задержку психического развития и 12 детей с нарушениями речи.

Для оценки мимики была использована методика «Изучение мимической моторики» Г. А. Волковой [1, c. 202] , модифицированная методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» В. Б. Никишина [3]. В качестве стимульного материала были использованы портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, гнев, страх, печаль), так и их оттенки.

Результаты экспериментального исследования по методике «Изучение мимической моторики» показывают, что у детей в группе с задержкой психического развития преобладает низкий уровень (91,5% детей) изображения эмоционального состояния, так же отмечается средний уровень (8,5% детей). Детей с высоким уровнем не выявилось.

В группе детей с нарушениями речи тоже преобладает низкий уровень (50% детей) изображения эмоционального состояния, 33% детей со средним уровнем изображения эмоционального состояния и 17% детей с высоким уровнем изображения эмоционального состояния.

Результаты экспериментального исследования по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» показывают, что у детей в группе с задержкой психического развития преобладает низкий уровень (66,5% детей) понимание эмоционального состояния на картинках, так же отмечается высокий уровень (8,5% детей) и 25% детей среднего уровня.

В группе детей с нарушениями речи тоже преобладает средний уровень (75% детей) понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке, 25% детей показали низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Детей с высоким уровнем не выявлено.

Особенности нарушения мимики у детей дошкольного возраста:

1.      Слабость, вялость, скованность мышц лица.

2.      Неумение точно и в достаточном объеме выполнять движения произвольно.

3.      Недостаточная дифференциация мимических движений (гримасничания или амимичность).

4.      При выполнении движений мышцами глаз, лба и щёк наблюдается синкинезия.

5.      Трудности в понимании эмоций на лице человека и/или в контекстном изображении.

Анализа полученных данных позволяет нам отметить, что у детей, как с задержкой психического развития, так и с различными нарушениями речи наблюдаются нарушения мимической мускулатуры.

 

Литература

 

1.      Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 164 с.

2.      Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

3.      Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"