Ценность и значимость изобразительной деятельности для развития ребенка с задержкой психического развития

 

В настоящее время весьма актуальна проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Вовремя начатая и эффективно спланированная коррекционная работа средствами изобразительной деятельности позволяет предупредить дальнейшие отклонения и скорректировать уже имеющиеся нарушения, тем самым, помочь ребенку достичь максимально возможного уровня развития.

Изобразительная деятельность позволяет не только развивать мелкую моторику детей, но и является источником положительных эмоций, развивает воображение и познавательные процессы.

Изучив психологические особенности детей с задержкой психического развития, исследователи пришли к выводу, что такие дети обладают рядом специфических особенностей развития внимания, памяти, мышления, восприятия, сенсомоторных навыков. Особые трудности возникают у дошкольников с задержкой психического развития в выполнении мелких и точных движений пальцев рук. Это связано с тем, что мелкая моторика таких детей сформирована недостаточно. Низкий уровень развития мелкой моторики, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество жизни дошкольника. Дети испытывают затруднения в процессе выполнения определенных бытовых навыков, манипулирования мелкими предметами, выполнения точных и быстрых движений пальцев рук.

Ведущие отечественные ученые отмечали коррекционную ценность и значимость изобразительной деятельности для развития ребенка в целом, и развития его познавательной деятельности.

Комплекс упражнений включает в себя: пальчиковые гимнастики, работу с ножницами и пластилином, разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Начинать занятие следует с пальчиковой гимнастики или пальчиковой игры, во время занятия тоже следует проводить физкультминутку с участием кистей и пальцев с речевым сопровождением. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывают упражнения на объединение геометрических фигур, рисование по контурным линиям или соединительным точкам, штриховка, раскрашивание в разном направлении. Эти задания направлены на развитие точности и ловкости движений.

 

Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:

1.              Пальчиковые гимнастики – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

2.              Работа с ножницами. Одним из способов развития мелкой моторики рук является работа с ножницами. Уже в средней группе детского сада дети осваивают новый вид деятельности — вырезывание.

В начале работы по данной теме необходимо поставить следующие задачи:

1) Познакомить детей с ножницами, как орудием труда.

2) Способствовать овладению у детей среднего дошкольного возраста умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Всю работу по вырезыванию предметов из бумаги можно брать по 5–10 минут 2–3 раза в неделю. Все полученные навыки и умения с ножницами можно использовать в работе по аппликациям.

3.              Пластилинография (от «графия» – создавать, изображать, «пластилин» – материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

4.              Пластилиновые заплатки – это игры на развитие у детей мелкой моторики, координации и знакомства с цветом. Выкладывание мозаики из пластилина развивает у детей мелкую моторику рук, формирует творческое мышление, развивает усидчивость.

5.              Монотипия – это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление.

6.              Ниткография – рисование нитками. С помощью данной техники дети могут создавать разнообразные неповторимые образы, так как рисунки, сделанные окрашенными краской нитками, будут абсолютно уникальными не только по исполненному стилю, но и по тому, что смогут рассмотреть юные художники в своём изображении.

7.              Набрызг – это техника рисования, которая позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

8.              Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

9.              Рисование по-сырому – техника эта довольно трудна из-за требуемой высокой скорости работы, но оправдывает себя – результат получается отличный и всегда непредсказуемый. Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1–2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

10.          Рисование мятой бумагой – это необычный способ придать своему рисунку фактурность. Рисование мятой бумагой дает огромный простор для фантазии создает уникальную светотень, рисунок становится объемным и словно оживает на полотне. Оно также прекрасно развивает мелкую моторику, это замечательное упражнение для детских пальцев.

11.          Примакивание – способ рисования, при котором кисть с набранной на неё краской плашмя прикладывается к бумаге. Получаемые отпечатки являются основой рисунка. Для начала, окунув кисточку в краску, прикладываем ее хвостик к листу бумаги и поднимаем – получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получится цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

12.          Рисование мыльной пеной. Такой вид нетрадиционного рисования – «рисование с помощью мыльной пены» не только очень увлекательно, но и способствует развитию дыхательной системы и творческой фантазии детей. Рисование мыльными пузырями улучшает творческую фантазию, помогает видеть сходства между, на первый взгляд, ничем не похожими предметами.

13.          Рисование ладошками. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают образ. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ