Фонематический слух – основа правильной речи

 Консультация для воспитателей по теме:

"Фонематический слух – основа правильной речи"


ЧТО ТАКОЕ СЛУХ?

Слух – это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.

Слух бывает неречевой и речевой:

Ø Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Ø Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на этапы:

·Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).

·Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.

·Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.

·Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).

·В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»

·При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.

·В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

1.Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;

2.Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;

3.Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».

4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи.

Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1)    узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3)    различение слов, близких по звуковому составу;

4)    различение слогов;

5)    различение звуков;

6)    анализ звукового состава слова.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Что за машина?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Услышь шепот

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Угадай что звучит

Взрослый играет на каком-либо музыкальном инструменте (дудочка, колокольчик, барабан и т. д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий инструмент. Можно использовать и другие звучащие предметы. (Переливать воду из одного сосуда в другой; стучать ложкой по банке, кастрюльке; мять бумагу, целлофан; и др.)

Откуда раздался звук?

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребѐнок рукой показывает, откуда раздался звук.

Что ты слышишь?

Во время прогулки взрослый предлагает ребѐнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев…)

Продавец и покупатель

Взрослый насыпает в непрозрачные банки (можно в футляры от киндер сюрпризов) крупу: манку, гречу, горох,… Ребенок просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает выбрать нужную крупу по звуку. Ребенок трясет банки и угадывает по характерному звуку, что это за крупа.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ЗООПАРК: Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЦЕПОЧКА: Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

ПРИДУМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ… (например, Ш)

РАЗЛОЖИ ВЕЩИ ПО ПОЛКАМ: На первую полку положи картинки, в названии которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце.

ЛОВИШКИ: Взрослый произносит разные звуки, слоги, слова. А ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук.

ТИМ И ТОМ: Две картинки (или игрушки), которым нужно дарить подарки на праздник. Тиму, только те, которые начинаются с мягкого звука (печенье, мишку, телефон,…), а Тому – с твердого (шоколад, машинку, цветы, …)

ПОЙМАЙ РЫБКУ: Вытащив рыбку, ребенок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается ее название.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ