Задержка психического развития, что это?

 Консультация для воспитателей по теме:

"Задержка психического развития, что это?"


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют различные варианты нарушений психического и физического развития.

Задержка психического развития представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы, саморегуляции, низкую познавательную активность. Этим обусловлены особенности восприятия (обобщённость, целостность, предметность), памяти, внимания, мышления, отмечается дефицит сенсорной информации, нарушение баланса торможения и возбуждения, вследствие этого недоразвитие речи как системы. У детей наблюдается быстрая утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности при усложнении заданий, инструкции взрослого выполняются частично, а иногда дети просто отказываются выполнять начатую деятельность. По данным нейрофизиологическим исследованиям: недостаточное развитие лобных и теменных отделов коры головного мозга; запаздывание моторного развития.

В 1959 году психиатр Г. Е. Сухарева предложила термин задержка психического развития (ЗПР). Данный термин до 90-х годов прошлого столетия широко использовался в психолого-педагогической практике и литературе. В 1997 году задержку психического развития (ЗПР) не считали медицинским диагнозом. Однако, сам термин задержка психического развития (ЗПР) не потерял свою актуальность, его продолжили использовать в качестве педагогической характеристики развития ребенка.

Основные причины ЗПР у детей

Биологические причины:

·   тяжелое течение беременности, во время которой мать перенесла тяжелую алкогольную или наркотическую интоксикацию, инфекцию или травму;

·    недоношенность;

·   многоплодие;

·   гипоксия плода;

·    резус-конфликт матери и ребенка;

·    внутричерепные родовые травмы;

·    асфиксия.

Биологические факторы (после рождения и в первые годы жизни):

·   различные соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);

·   врожденные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речи;

·  черепно-мозговые травмы;

·   алкогольная эмбриофетопатия;

·   органические поражения головного мозга;

·   астенический синдром;

·   патологии сердечно-сосудистой системы.

Социальные факторы:

·Неблагополучные семьи, в которых ребенок растет в условиях отсутствия внимания и гипоопеки.

·Снижение или отсутствие возможности ребенка контактировать с социумом, т.е. общаться с другими детьми и взрослыми. Дефицит общения приводит к непониманию со стороны ребенка, как именно ему выстраивать взаимоотношения со сверстниками и другими людьми (не членами семьи).

·Родители не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к творческой и мыслительной деятельности, что приводит к проблемам в адаптации в социуме.

·Гиперопека. В таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желаниям всячески потакают, его оберегают от любых опасностей и сложностей. В результате этого нарушается социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от родителей, он не может самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. В таких условиях нарушается развитие волевой сферы.

·Авторитарные семьи, где родители не учитывают интересы ребенка. Как правило, наказания оказываются несоизмеримы повинности малыша. Такие дети становятся тревожными, у них развиваются различные фобии, отсутствует инициатива. Есть проблемы с интеллектуальным развитием, ведь перед ребенком стоит задача, как избежать неудачи (чтобы не быть наказанным), а не достижение результата.

Так же причиной развития ЗПР является наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже если отсутствуют другие факторы риска.

Диагностика и коррекция

Диагностика задержки психического развития проводится комплексно, участвует в ней несколько специалистов: психиатр, невролог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты.

Проводятся следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза, выявление особенностей течения беременности и постнатального периода;
  • электроэнцефалограмма, МРТ или КТ для выявления физиологических причин ЗПР;
  • психолого-педагогическое обследование ребенка: диагностика мышления, внимания, памяти, игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы;
  • диагностическое обследование речи.

Коррекция детей с задержкой психического развития проводится комплексно. Дети с ЗПР должны посещать специализированные ДОУ или коррекционные группы/классы. При обучении нужно делать акцент на визуализацию учебных материалов, частую смену деятельности и повторение.

В коррекционной работе нужно уделять особенное внимание развитию:

  • эмоциональной сферы, для чего активно используется арт-терапия и различные занятия в игровой форме;
  • познавательных процессов;
  • коррекции речи с помощью специальных логопедических занятий.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ