Задержка психического развития, что это?
Консультация для воспитателей по теме:
"Задержка психического развития, что это?"
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют различные варианты нарушений психического и физического развития.
Задержка психического развития представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы, саморегуляции, низкую познавательную активность. Этим обусловлены особенности восприятия (обобщённость, целостность, предметность), памяти, внимания, мышления, отмечается дефицит сенсорной информации, нарушение баланса торможения и возбуждения, вследствие этого недоразвитие речи как системы. У детей наблюдается быстрая утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности при усложнении заданий, инструкции взрослого выполняются частично, а иногда дети просто отказываются выполнять начатую деятельность. По данным нейрофизиологическим исследованиям: недостаточное развитие лобных и теменных отделов коры головного мозга; запаздывание моторного развития.
В 1959 году психиатр Г. Е. Сухарева
предложила термин задержка психического развития (ЗПР). Данный термин до 90-х
годов прошлого столетия широко использовался в психолого-педагогической практике
и литературе. В 1997 году задержку психического развития (ЗПР) не считали медицинским
диагнозом. Однако, сам термин задержка психического развития (ЗПР) не потерял
свою актуальность, его продолжили использовать в качестве педагогической
характеристики развития ребенка.
Основные причины ЗПР у детей
Биологические
причины:
· тяжелое
течение беременности, во время которой мать перенесла тяжелую алкогольную или
наркотическую интоксикацию, инфекцию или травму;
· недоношенность;
· многоплодие;
· гипоксия
плода;
· резус-конфликт
матери и ребенка;
· внутричерепные
родовые травмы;
· асфиксия.
Биологические
факторы (после рождения и в первые годы жизни):
· различные
соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);
· врожденные
нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речи;
· черепно-мозговые
травмы;
· алкогольная
эмбриофетопатия;
· органические
поражения головного мозга;
· астенический
синдром;
· патологии
сердечно-сосудистой системы.
Социальные
факторы:
·Неблагополучные
семьи, в которых ребенок растет в условиях отсутствия внимания и гипоопеки.
·Снижение
или отсутствие возможности ребенка контактировать с социумом, т.е. общаться с
другими детьми и взрослыми. Дефицит общения приводит к непониманию со стороны
ребенка, как именно ему выстраивать взаимоотношения со сверстниками и другими
людьми (не членами семьи).
·Родители
не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к творческой и мыслительной
деятельности, что приводит к проблемам в адаптации в социуме.
·Гиперопека.
В таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желаниям всячески
потакают, его оберегают от любых опасностей и сложностей. В результате этого
нарушается социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от
родителей, он не может самостоятельно принимать решения и преодолевать
трудности. В таких условиях нарушается развитие волевой сферы.
·Авторитарные
семьи, где родители не учитывают интересы ребенка. Как правило, наказания
оказываются несоизмеримы повинности малыша. Такие дети становятся тревожными, у
них развиваются различные фобии, отсутствует инициатива. Есть проблемы с
интеллектуальным развитием, ведь перед ребенком стоит задача, как избежать
неудачи (чтобы не быть наказанным), а не достижение результата.
Так же причиной развития ЗПР является
наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз,
то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже
если отсутствуют другие факторы риска.
Диагностика и коррекция
Диагностика задержки психического
развития проводится комплексно, участвует в ней несколько специалистов:
психиатр, невролог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед и другие
специалисты.
Проводятся
следующие мероприятия:
- сбор
анамнеза, выявление особенностей течения беременности и постнатального
периода;
- электроэнцефалограмма,
МРТ или КТ для выявления физиологических причин ЗПР;
- психолого-педагогическое
обследование ребенка: диагностика мышления, внимания, памяти, игровой
деятельности, эмоционально-волевой сферы;
- диагностическое
обследование речи.
Коррекция детей с задержкой психического
развития проводится комплексно. Дети с ЗПР должны посещать специализированные
ДОУ или коррекционные группы/классы. При обучении нужно делать акцент на
визуализацию учебных материалов, частую смену деятельности и повторение.
В коррекционной работе нужно уделять
особенное внимание развитию:
- эмоциональной
сферы, для чего активно используется арт-терапия и различные занятия в
игровой форме;
- познавательных
процессов;
- коррекции
речи с помощью специальных логопедических занятий.
Комментарии
Отправить комментарий