Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в процессе коррекционной-работы

 Консультация для воспитателей по теме: "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в процессе коррекционной-работы"

В настоящее время коррекция задержки психо-речевого развития у детей становится все более актуальной проблемой специальной педагогики, что связано с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

В рекомендациях рассматриваются теоретические аспекты организации некоторых из форм взаимодействия педагогов детского сада, которые отражают вопросы совместного планирования коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности.

Методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, работающим с дошкольниками с задержкой психического развития и могут быть использованы для организации преемственности педагогов в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию возможна при условии совместного планирования работы при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-развивающего процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований.

Перед воспитателями групп компенсирующей направленности стоят и общеобразовательные, и коррекционные задачи. Для их решения необходимо использовать не только непосредственно образовательную деятельность, но и различные режимные моменты (одевание на прогулку, в ходе прогулки, во время различных игр и т.д.).

Содержание деятельность воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности воспитанников.

Воспитатель, взаимодействуя с другими педагогами детского сада, должен помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья овладеть основными видами детской деятельности.

Взаимодействие учителя-дефектолога в группах компенсирующей направленности осуществляется в различных формах:

1.      Проведение обследования развития детей с последующим обсуждением выявленных результатов.

2.      Составление перспективного плана работы.

3.      Определение наиболее эффективных приёмов и методов коррекционно-развивающей работы.

4.      Взаимопосещение образовательной деятельности с воспитанниками группы.

5.      Проведение ежедневной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ по заданию учителя-логопеда (учителя-дефектолога).

6.      Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении.

7.      Совместная подготовка и проведение утренников, различных досуговых мероприятий.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности строится на основе тематического перспективно-календарного плана. Тематический принцип как основа для определения содержания деятельности с детьми с ОВЗ традиционно используется в коррекционных группах. Практически все виды деятельности детей (коммуникативная, познавательная, изобразительная и др.) взаимосвязаны в рамках планируемой тематики, определяемой с учётом особенностей познавательно-речевого развития детей группы, их интересов, сезонных изменений в природе, календаря праздничных дат.

Особенности коррекционной работы: преподносится материал дозированно, делится на части, используется максимальная опора на наглядность (использование интересного и красочного дидактического материала), многократное повторение инструкции, обеспечивается частая смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, использование здоровьесберегающих технологий.

Организация занятий: деятельность в микрогруппах (3–4 ребёнка): внутри такой группы возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя с другими и позиционированием своего опыта, каждый ребенок может проявить себя; групповые занятия.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является введение правил, чем точнее для ребенка определены границы, тем «легче» ребенку жить. Правил не должно быть много, ребенок копирует стиль поведения с тела и поступков взрослого, а не с того, что взрослый говорит, он видит и чувствует «душу» взрослого. Необходимо стимулировать малейшие успехи детей, своевременно и деликатно, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Для активного привлечения внимания, чтобы вызвать непроизвольный интерес и удерживать его до конца занятий, используется игровая мотивация, сюрпризный момент, получение приглашения или письма.

Ритуал окончания занятия – это обсуждение, подведение итогов деятельности, рефлексии, поощрительные призы: телесный контакт, в котором особенно нуждаются дети с ЗПР, похвала через сказочного героя или игрушку, аплодисменты и т. д.

Отличным поощрением является присвоение какого-либо статуса для ребенка (статуса помощника, командира, ведущего) и это непроизвольно повышает его авторитет, а, следовательно, повышает уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг. Используется прием «чувство радости» – это искреннее чувство ребенка от того, что результаты труда превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения – это итог тщательно продуманной работы специалиста.

Сетка совместной деятельности с детьми составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм СанПин. В первую половину дня проводится совместная деятельность, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по таблице взаимодействия учителя-дефектолога.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников с ОВЗ, а также учитывая трудности воспитателей, возникающие при определении содержания деятельности с детьми взаимосвязанной с уровнем познавательно-речевого развития воспитанников, учителям-дефектологам желательно предлагать воспитателям в виде рекомендаций примерную тематику наблюдений, экскурсий с детьми, перечень художественной литературы для чтения, задания для развития моторики, и, конечно же, речевые игры и упражнения по закреплению формируемых на данном этапе работы грамматических категорий, обогащению словарного запаса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ