Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в процессе коррекционной-работы
Консультация для воспитателей по теме: "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в процессе коррекционной-работы"
В настоящее время коррекция задержки
психо-речевого развития у детей становится все более актуальной проблемой
специальной педагогики, что связано с увеличением количества детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность коррекционно-педагогической
работы с детьми с задержкой психического развития во многом зависит от
правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре.
В рекомендациях рассматриваются теоретические
аспекты организации некоторых из форм взаимодействия педагогов детского сада, которые
отражают вопросы совместного планирования коррекционно-развивающей работы с
детьми с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности.
Методические рекомендации адресованы
учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, музыкальным
руководителям, инструкторам по физической культуре, работающим с дошкольниками
с задержкой психического развития и могут быть использованы для организации преемственности
педагогов в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда,
учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя,
педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию возможна при условии
совместного планирования работы при правильном и чётком распределении задач
каждого участника коррекционно-развивающего процесса, при осуществлении
преемственности в работе и соблюдении единства требований.
Перед воспитателями групп компенсирующей
направленности стоят и общеобразовательные, и коррекционные задачи. Для их
решения необходимо использовать не только непосредственно образовательную
деятельность, но и различные режимные моменты (одевание на прогулку, в ходе
прогулки, во время различных игр и т.д.).
Содержание деятельность воспитателя
должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на
активизацию познавательной деятельности воспитанников.
Воспитатель,
взаимодействуя с другими педагогами детского сада, должен помочь ребёнку с
ограниченными возможностями здоровья овладеть основными видами детской
деятельности.
Взаимодействие учителя-дефектолога
в группах компенсирующей направленности осуществляется в различных формах:
1.
Проведение
обследования развития детей с последующим обсуждением выявленных результатов.
2.
Составление
перспективного плана работы.
3.
Определение
наиболее эффективных приёмов и методов коррекционно-развивающей работы.
4.
Взаимопосещение
образовательной деятельности с воспитанниками группы.
5.
Проведение
ежедневной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ по заданию учителя-логопеда
(учителя-дефектолога).
6.
Создание
предметно-развивающей среды в групповом помещении.
7.
Совместная
подготовка и проведение утренников, различных досуговых мероприятий.
Планирование
воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности
строится на основе тематического перспективно-календарного плана. Тематический
принцип как основа для определения содержания деятельности с детьми с ОВЗ
традиционно используется в коррекционных группах. Практически все виды
деятельности детей (коммуникативная, познавательная, изобразительная и др.)
взаимосвязаны в рамках планируемой тематики, определяемой с учётом особенностей
познавательно-речевого развития детей группы, их интересов, сезонных изменений
в природе, календаря праздничных дат.
Особенности
коррекционной работы: преподносится материал дозированно, делится на части,
используется максимальная опора на наглядность (использование интересного и
красочного дидактического материала), многократное повторение инструкции,
обеспечивается частая смена видов деятельности, проведение физминуток разной
направленности, использование здоровьесберегающих технологий.
Организация
занятий: деятельность в микрогруппах (3–4 ребёнка): внутри такой группы
возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя с другими и
позиционированием своего опыта, каждый ребенок может проявить себя; групповые
занятия.
Необходимым
условием любого коррекционного процесса является введение правил, чем точнее
для ребенка определены границы, тем «легче» ребенку жить. Правил не должно быть
много, ребенок копирует стиль поведения с тела и поступков взрослого, а не с
того, что взрослый говорит, он видит и чувствует «душу» взрослого. Необходимо
стимулировать малейшие успехи детей, своевременно и деликатно, помогать каждому
ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Для активного
привлечения внимания, чтобы вызвать непроизвольный интерес и удерживать его до
конца занятий, используется игровая мотивация, сюрпризный момент, получение
приглашения или письма.
Ритуал окончания
занятия – это обсуждение, подведение итогов деятельности, рефлексии,
поощрительные призы: телесный контакт, в котором особенно нуждаются дети с ЗПР,
похвала через сказочного героя или игрушку, аплодисменты и т. д.
Отличным
поощрением является присвоение какого-либо статуса для ребенка (статуса
помощника, командира, ведущего) и это непроизвольно повышает его авторитет, а,
следовательно, повышает уровень его произвольной регуляции, программирования и
контроля над собой и происходящим вокруг. Используется прием «чувство радости»
– это искреннее чувство ребенка от того, что результаты труда превзошли его
ожидания. С педагогической точки зрения – это итог тщательно продуманной работы
специалиста.
Сетка совместной
деятельности с детьми составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был
охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не
превышает установленных норм СанПин. В первую половину дня проводится
совместная деятельность, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во
вторую половину дня проводится индивидуальная работа по таблице взаимодействия
учителя-дефектолога.
Для повышения
эффективности коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников с ОВЗ, а
также учитывая трудности воспитателей, возникающие при определении содержания
деятельности с детьми взаимосвязанной с уровнем познавательно-речевого развития
воспитанников, учителям-дефектологам желательно предлагать воспитателям в виде
рекомендаций примерную тематику наблюдений, экскурсий с детьми, перечень
художественной литературы для чтения, задания для развития моторики, и, конечно
же, речевые игры и упражнения по закреплению формируемых на данном этапе работы
грамматических категорий, обогащению словарного запаса.
Комментарии
Отправить комментарий