Речевое воспитание, что это?

 

Термин «речевое воспитание», как и направление педагогической деятельности (подобно умственному, эстетическому воспитанию) не является общепринятым.

Многие известные педагоги (Я.А. Коменский, Р.Т. Белл, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие) считали, что родной язык – это мощнейшее и иногда единственное средство воспитания и обучения.

К.Д. Ушинский подчеркивал роль родного языка в оригинальных педагогических терминах и афоризмах: «дар слова», «воспитание словом», «язык – удивительный педагог», «язык есть произведение творческой способности, сокровищница народного духа» и другие. Их научное содержание вмещается в единое понятие «речевое воспитание» – педагогическая деятельность по формированию ценностного отношения к родному языку как основе национальной самобытности и сокровищнице культуры России.

Л.Н. Толстой не только воспринял идеи К.Д. Ушинского, но и продолжал их развивать. В его практике значительное место занимал такой способ как «рассказ-рассказывание». Он использовал яркие и выразительные средства родного языка, приучал детей сопереживать и сочувствовать героям произведений, стремился вызвать в них сопричастность судьбе страны, воспитывая тем самым в детях чувство любви к Родине.

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе – своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.

У малышей усвоение речевых эталонов происходит неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

ü  правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

ü  четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

ü  простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;

ü  повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

ü  богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Речевое развитие детей с ОВЗ включает ряд коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование словарного запаса, грамматически правильной речи, развитие связной речи. В своей практике учитель-логопед в наших дошкольных группах на занятиях использует дидактические игры, логоритмические упражнения под музыку.

Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Основная задача этих игр-занятий – воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки связной речи.

В развитии речи дошкольников с ОВЗ очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.

Речевое воспитание рассматривается в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи. Формирование связной речи.

 

Рекомендации для родителей:

1. При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук, с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение).

2. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.
          То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии и сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.
          В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:

1) «Машина». Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;
          2) «Барабанщик». Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.

Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка».
         Чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки; разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть, тем скорее он овладеет правильной речью.
          Звукоподражания для заучивания с ребёнком: кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; цыплёнок («цыпа»): пи-пи-пи-пи; машина: би-би; поезд: ту-ту; самолёт: у-у-у; курочка: ко-ко-ко-ко; дудочка: ду-ду-ду.

 То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда закрепляется родителями. Нужно помнить, что навык речи формируется у ребенка по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ