Минимальная мозговая дисфункция

  


Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это исход легкого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния. Это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Клинические периоды минимальной мозговой дисфункции

1.  Соматовегетативный период (с 0 до 3 лет).

2.  Психомоторный период (с 3 до 10 лет).

3.  Аффективный период (с 7 до 12 лет).

4.  Эмоционально-идеаторный период (с 12 до 16 лет).

Основные симптомы минимальной мозговой дисфункции

1.      Расторможенность внимания.

2.      Повышенная возбудимость и подвижность.

3.  Ребёнок не может усидеть на месте больше пяти минут. Ему постоянно нужно куда-то бежать, стремиться.

4.  Внимание такого ребёнка очень быстро истощается, из-за чего возникает утомляемость, которую он снимает двигательной активностью.

5. Такого малыша привлекают яркие предметы. Но из-за повышенной утомляемости внимание малыша пресыщаемо, что мешает организовать произвольную деятельность. Поэтому, поиграв машинкой три минуты, ребёнок тут же её бросает и хватается за новую игрушку.

6. Дети с ММД очень непоседливые, беспокойные, шумные. Заводя окружающих детей, они часто становятся причиной драк и шутовских выходок.


При наличии любых 8 симптомом из этого списка появляется большой риск ММД и обязательно следует проконсультироваться с неврологом и пройти обследование у нейропсихолога:

1.      Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте;

2.      Неспокойный сон, лунатизм;

3.      Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома;

4.      Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать – кажущаяся гиперактивность;

5.      Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то;

6.      На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко;

7.      Перебивает других, не слушает, не может сосредоточиться;

8.      Не может долго ждать переменки при групповых занятиях;

9.      Разговаривает без остановок, слышит только себя;

10.  Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса – «торопыжничает», суетится;

11.  Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр;

12.  При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы;

13.  Не может играть один в тишине;

14.  Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени;

15.  Не завершив одного дела, уже приступает к следующему;

16.  Быстро утомляется;

17.  Не достаточно развит самоконтроль и волевая сфера;

18.  Проблемы с памятью и восприятием.

Причины минимальной мозговой дисфункции:

1.      Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.

2.      Сильный токсикоз.

3.      Угроза выкидыша.

4.      Преждевременные или переношенные роды.

5.      Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.

6.   Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.

7.      Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.

8.      Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.

Влияние минимальной мозговой дисфункции на развитие ребенка:
        Минимальная мозговая дисфункция способствует задержке в своём развитии все системы мозга, это негативно отражается на всех познавательных процессах ребёнка: на памяти, мышлении, внимании, восприятии, речи, страдает общая и мелкая моторика ребенка. Проблемы возникают и в эмоционально-волевой сфере: дети с ММД раздражительны, плохо адаптируются к сменяющейся ситуации, не понимают, какая дистанция должна быть при общении со взрослым.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.

2.      В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.

3.      Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.

4.      Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках. Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки.

Без лекарств при минимальной мозговой дисфункции обойтись сложно, но в процессе лечение не они должны быть на первом месте.

Важно следовать следующим рекомендациям:

1.      Надо ложиться спать и вставать в определенное время;

2.  Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.

3.      Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.

4. Обо всех возможных переменах ребенка с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.

5.  Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.

6.   Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.

7.  Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.

8.  Ребенку надо развивать мелкую и крупную моторику, больше времени проводить на воздухе, заниматься спортом.


Спасибо за внимание!






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"