Особенности развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

 Особенности развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Представлены результаты исследования сформированности зрительного восприятия у детей 4-5 лет с нарушениями зрения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с нарушениями зрения, зрительное восприятие.

В современном мире с каждым годом все больше рождается детей с различными нарушениями в развитии, что предполагает создание в образовательных организациях специальных условий, которые обеспечивают формирование доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательную среду.

Инклюзивное или включенное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include— заключаю, включаю) — это термин, который позволяет описать процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет о детях с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью [1; 3].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на необходимость учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования, психологических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией. С каждым годом число таких детей растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений, поэтому проблема обучения и воспитания детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Благодаря зрительному анализатору мы получаем большую часть информации от окружающей действительности. Глаза человека помогают воспринимать цвет, форму, величину объектов, освещенность, а также определять движение и направление движения объектов, помогает ориентироваться в пространстве.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение; это сложная, системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию [2].

Проблемой развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста при нормальном развитии, занимались такие ученые, как Л. А. Венгер, С. В. Запорожец, З. М. Истомина, В. С. Мухина, Н. П. Саккулина, А. П. Усова, Ф. Фребель и другие, а у детей с нарушениями зрения: А. М. Витковская, Л. П. Григорьева, Л. А. Дружинина, Л. И. Плаксина, Л. В. Фомичева.

Для слабовидящих детей, отмечает Т. А. Карандаева, «характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами. Слабовидящие дети относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства [4, с.49-50].

Целью нашего исследования являлось выявление уровня и особенностей развития зрительного восприятия детей 4-5 лет с нарушениями зрения.

Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №5 «Хрусталик» города Йошкар-Ола Республики Марий Эл. В нем приняло участие 20 детей 4-5 лет, имеющих нарушения зрения. Анализ медицинской документации показал, что у 70% детей имелись нарушения рефракции (амблиопия и гиперметропия слабой, средней и высокой степени, гиперметропический астигматизм), 20% испытуемых имели косоглазие в сочетании с гиперметропией, у 10% детей – состояние после исправления косоглазия.

Для реализации поставленной цели была использована методика Е. Н. Подколзиной [5], которая состояла из игровых заданий:

1. Восприятие цвета

Субтест 1. Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого.

Субтест 2. Нахождение и называние цвета окружающих предметов и предметных изображений.

2. Восприятие формы

Субтест 3. Различение и называние геометрических фигур и геометрических тел.

Субтест 4. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях.

3. Восприятие величины

Субтест 5. Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины.

Субтест 6. Сопоставление предметов по величине.

4. Восприятие изображений

Субтест 7. Восприятие сюжетных изображений с одноплановой перспективой. Восприятие сюжетных изображений с двухплановой перспективой.

Во время исследования мы не ограничивались временем предъявления рисунка, мы ориентировались на готовность ребенка. Время предъявления зависело от индивидуальных особенностей детей.

Обобщенные данные по диагностической методике, направленной на диагностику уровня и особенностей развития зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, мы представили в итоговой таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностического исследования развития зрительного восприятия у детей на констатирующем этапе

Уровень развития зрительного восприятия

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

4

20

9

45

7

35

Таким образом, анализируя результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, можно отметить, что дети среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют средний (45%) и низкий уровни (35%) развития зрительного восприятия, высокий уровень развития зрительного восприятия (20%).

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы об особенностях развития зрительного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения:

-                большинство детей самостоятельно правильно подбирают предметы по основным цветам и называют их. При этом дети испытывали затруднения в назывании дополнительных цветов (коричневый, серый, черный, белый) и оттенков; дети с низким уровнем имели сложности в назывании, как основных цветов, так и их оттенков;

-                при нахождении и назывании цветов окружающих предметов и предметных изображений, большинство испытуемых справились с заданием, в то же время детям, выполнившим его на среднем уровне, требовалась помощь направляющего характера. Испытуемые с низким уровнем нуждались в постоянной поддержке и часто отвлекались;

-                большинство детей испытывают трудности в назывании и различении геометрических фигур и тел (прямоугольник, квадрат, конус, цилиндр); детям требовалась направляющая помощь при нахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке;

-                в задании на восприятие величины 40% испытуемых продемонстрировали средний уровень, при его выполнении им требовалась дополнительная помощь экспериментатора; 40% испытуемых показали низкий уровень, в процессе выполнения задания они действовали методом проб и ошибок при раскладывании предметов по величине;

-                наибольшие трудности вызвало у детей задание на восприятие изображения с одно-двухплановой перспективой: определение ближнего и дальнего планов. На наш взгляд это связано с характером зрительной патологии у детей: большинство детей, показавших низкий уровень, имели нарушения бинокулярного зрения;

-                дети с нарушением зрения нуждались в оказании различного рода помощи при выполнении задания: переспрашивании, одобрении, демонстрации и стимуляции дальнейших действий.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной систематической работы с детьми по развитию у них зрительного восприятия.

Карандаева Т. А. указывает на то, что развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в процессе всей познавательной деятельности, включая и другие виды восприятия, которые продолжают оставаться ведущими в игровой, учебной и трудовой деятельности (слуховое, осязательное) [4, с. 51].

 Список литературы

1.    Алехина, С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Вып. 1. Москва: Центр «Школьная книга», 2010. С. 6-11.

2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская. – Москва: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.

3.   Гусева, Т. Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества // Инклюзивное образование. Вып. 1. Москва: Центр «Школьная книга», 2010. С. 3-6.

4.    Карандаева, Т. А. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Мар. гос. ун-т; Т.А. Карандаева. – Йошкар-Ола, 2013. – 172 с.

5. Подколзина, Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина. – Москва: Обруч, 2014. – 72 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ