Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на
необходимость учета индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия
получения им образования, психологических потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В
современном мире с каждым годом все больше рождается детей с различными
нарушениями в развитии, что предполагает создание в образовательных
организациях специальных условий, которые обеспечивают формирование доступной
среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их
интеграцию в образовательную среду.
Ограниченные
возможности здоровья, или ОВЗ – это нарушения физического и (или) психологического
развития. В законе закреплено понятие обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее
недостатки физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Ребенку дошкольного
возраста необходимо начать решать все более сложные и разнообразные задачи,
которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами,
явлениями, действиями. Он должен научиться ставить перед собой познавательные
задачи, искать объяснения явлениям, которые ребенок замечает в окружающем
пространстве. Дети постепенно переходят к пониманию наиболее сложных и скрытых
зависимостей от выяснения простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и
отношений.
Для детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также детей с задержкой психического развития
характерно соблюдение таких требований:
1.
Педагог должен учитывать индивидуальные,
возрастные, речевые, психологические и физические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.
Педагогу следует обращать большее
внимание на коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья
отклонений в мыслительном, физическом, речевом развитии, на обогащение
представлений об окружающем его пространстве, на развитие познавательных
интересов.
3.
Поэтапное повторение заданий (вопросы и
инструкции должны быть четкими, короткими и составлены так, чтобы в их
структуре содержался ответ).
4.
Смена видов деятельности
(предусматривается возможность переключения внимания ребёнка с одного вида
деятельности на другой, с чередованием двигательной, зрительной, слуховой и
тактильной деятельности, все это может способствовать поддержанию
работоспособности ребёнка).
5.
Контроль этапов работы (так как у детей
с ограниченными возможностями здоровья нарушен поэтапный контроль над
выполняемой деятельностью, педагогу необходимо контролировать детей на
протяжении всего совместного творчества, руководить детской деятельностью
последовательно).
6.
Выполнение заданий и упражнений
совместно с ребенком в начале его обучения.
7.
Соблюдение режима динамических поз
(детям необходимо заниматься в разных положениях).
8.
Различные виды гимнастик (таких как
зрительная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, а также физкультминутки).
9.
Увеличение доли наглядности,
раздаточного материала в процессе работы (изучаемый материал должен быть
подкреплен наглядностью, материалы и пособия должны состоять из подлинных
объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоских геометрических фигур).
10.
Использовать возврат к изученной теме
(повторяемость материала способствует успешному развитию детей с ограниченными
возможностями здоровья, следует многократно повторять тему в разных видах
деятельности: проведение беседы, художественного творчества, чтения
художественной литературы, дидактических и подвижных игр).
11.
Создания ощущения эмоционального и
психологического комфорта (при взаимодействии с детьми с ограниченными
возможностями здоровья педагогу необходимо быть эмоциональным – это позволит
удержать внимание детей и добиться от них эмоциональной отзывчивости).
Соблюдение данных рекомендаций поможет улучшить взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Отправить комментарий