Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 


Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на необходимость учета индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования, психологических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире с каждым годом все больше рождается детей с различными нарушениями в развитии, что предполагает создание в образовательных организациях специальных условий, которые обеспечивают формирование доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательную среду.

Ограниченные возможности здоровья, или ОВЗ – это нарушения физического и (или) психологического развития. В законе закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Ребенку дошкольного возраста необходимо начать решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Он должен научиться ставить перед собой познавательные задачи, искать объяснения явлениям, которые ребенок замечает в окружающем пространстве. Дети постепенно переходят к пониманию наиболее сложных и скрытых зависимостей от выяснения простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с задержкой психического развития характерно соблюдение таких требований:

1.              Педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные, речевые, психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.              Педагогу следует обращать большее внимание на коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья отклонений в мыслительном, физическом, речевом развитии, на обогащение представлений об окружающем его пространстве, на развитие познавательных интересов.

3.              Поэтапное повторение заданий (вопросы и инструкции должны быть четкими, короткими и составлены так, чтобы в их структуре содержался ответ).

4.              Смена видов деятельности (предусматривается возможность переключения внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой, с чередованием двигательной, зрительной, слуховой и тактильной деятельности, все это может способствовать поддержанию работоспособности ребёнка).

5.              Контроль этапов работы (так как у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, педагогу необходимо контролировать детей на протяжении всего совместного творчества, руководить детской деятельностью последовательно).

6.              Выполнение заданий и упражнений совместно с ребенком в начале его обучения.

7.              Соблюдение режима динамических поз (детям необходимо заниматься в разных положениях).

8.              Различные виды гимнастик (таких как зрительная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, а также физкультминутки).

9.              Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы (изучаемый материал должен быть подкреплен наглядностью, материалы и пособия должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоских геометрических фигур).

10.          Использовать возврат к изученной теме (повторяемость материала способствует успешному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, следует многократно повторять тему в разных видах деятельности: проведение беседы, художественного творчества, чтения художественной литературы, дидактических и подвижных игр).

11.          Создания ощущения эмоционального и психологического комфорта (при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогу необходимо быть эмоциональным – это позволит удержать внимание детей и добиться от них эмоциональной отзывчивости).

Соблюдение данных рекомендаций поможет улучшить взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"