ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ
В статье
рассматриваются актуальные вопросы мышления детей дошкольного возраста.
Описываются результаты исследования прогностической деятельности детей старшего
дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением.
Ключевые слова: прогностическая деятельность, слабовидящие дети,
прогнозирование, мышление.
Благодаря мышлению
человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения,
раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет
целенаправленный поиск решения проблем [2, с. 94].
Ребенку дошкольного
возраста необходимо начать решать все более сложные и разнообразные задачи,
которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами,
явлениями, действиями. Он должен научиться ставить перед собой познавательные
задачи, искать объяснения явлениям, которые ребенок замечает в окружающем
пространстве. Дети постепенно переходят к пониманию наиболее сложных и скрытых
зависимостей от выяснения простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и
отношений.
Любая
познавательная деятельность включает в себя в различной степени прогноз того,
что может произойти, и подготовку субъекта к будущим событиям [3, с. 22].
Прогностическая функция
мышления позволяет человеку предвидеть возможные результаты своей деятельности.
Единственным ограничителем мышления в данном случае является уровень мышления
данного периода истории. Прогностическая деятельность позволяет, не применяя
практические действия, узнать конечный результат.
Целью нашей работы было
изучение особенностей прогностической деятельности у слабовидящих детей
старшего дошкольного возраста и детей нормально видящих.
Исследование
выполнялось на базе МБДОУ «Детский сад № 6 «Малахит» г. Чебоксары и МБДОУ
«Детский сад № 44 компенсирующего вида» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, имеющие нарушения зрения
(средний возраст 5 лет 8 мес.; 12 девочек и 8 мальчиков) и 20 нормально видящих
сверстников (средний возраст 5 лет, 7 мес.; 10 девочек, 10 мальчиков). Анализ
медицинской документации показал, что у 80% детей имелись нарушения рефракции
(миопия и гиперметропия средней и высокой степени, гиперметропический
астигматизм), 20% испытуемых имели монолатеральное либо альтернирующее сходящееся
косоглазие в сочетании с гиперметропией, у 20% детей – состояние после
исправления косоглазия.
Для оценки
прогностической деятельности была использована модифицированная методика Л. И.
Переслени [1, 2 с. 23]. В качестве
стимульного материала вместо букв были использованы геометрические фигуры (круг
и квадрат). Оценка процессов прогнозирования осуществлялась на основе выявления
уровня прогностической деятельности.
Результаты экспериментального
исследования представлены в таблице, которая позволяют сделать сравнительный
анализ об уровне сформированности мышления у детей 5-6 лет.
В таблице 1
представлены результаты исследования прогностической деятельности у испытуемых
по методике «Угадайка» Л. И. Переслени.
Таблица 1- Уровни
успешности выполнения задания:
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
ЭГ |
13 |
65 |
7 |
35 |
КГ |
14 |
70 |
6 |
30 |
Примечание: Группа ЭГ – дети с
нарушения зрения
Группа КГ – здоровые
дети
Таким образом, результаты
методики «Угадайка» показывают, что у детей в группе с нарушениями зрения
преобладает высокий уровень выявления порядка чередования двух событий с учетом
правильности или ошибочности своих предсказаний (65%), а так же отмечается
средний уровень (35%). У нормально видящих сверстников также преобладает
высокий уровень выявления порядка чередования двух событий с учетом
правильности или ошибочности своих предсказаний (70% детей), затем средний
уровень (30% детей).
В обеих группах по результатам
исследования не выявилось низкого уровня.
При выполнении заданий
детям экспериментальной и контрольной группы требовалось незначительная помощь.
Они понимали предоставленную им инструкцию, но можно отметить, что у некоторых
детей наблюдались трудности в методике «Угадайка». Детям экспериментальной и
контрольной группе приходилось повторять сказанную инструкцию, требовались
помощь взрослого в форме пояснения, разъяснений, указаний. Контрольная группа
детей называла фигуры, которые не были представлены в наборе (например:
прямоугольник, треугольник, овал). У некоторых детей отсутствовало желание выполнять
задания, средняя степень сосредоточения на задании.
Полученные
результаты дополняют характеристику познавательного развития детей с
нарушениями зрения и здоровых детей и могут быть учтены при организации
психолого-педагогического сопровождения их развития.
2.
Виноградова, А. Д.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов / А. Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П.
Ушакова ; Сост. А.Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. –
144 с.
3.
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для
определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший
школьный возраст. М., 2006.
Комментарии
Отправить комментарий