ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


В статье рассматриваются актуальные вопросы мышления детей дошкольного возраста. Описываются результаты исследования прогностической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением.

Ключевые слова: прогностическая деятельность, слабовидящие дети, прогнозирование, мышление.

 Мышление является актуальной проблемой в специальной психологии. В психологии существуют такие её аспекты как: природа, механизмы и функции. Мышление – это одна из важнейших проблем составляющих формирование полноценной гармоничной личности. Основы данного процесса закладываются в раннем детстве.

Благодаря мышлению человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения проблем [2, с. 94].

Ребенку дошкольного возраста необходимо начать решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Он должен научиться ставить перед собой познавательные задачи, искать объяснения явлениям, которые ребенок замечает в окружающем пространстве. Дети постепенно переходят к пониманию наиболее сложных и скрытых зависимостей от выяснения простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений.

Любая познавательная деятельность включает в себя в различной степени прогноз того, что может произойти, и подготовку субъекта к будущим событиям [3, с. 22].

Прогностическая функция мышления позволяет человеку предвидеть возможные результаты своей деятельности. Единственным ограничителем мышления в данном случае является уровень мышления данного периода истории. Прогностическая деятельность позволяет, не применяя практические действия, узнать конечный результат.

Целью нашей работы было изучение особенностей прогностической деятельности у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и детей нормально видящих.

Исследование выполнялось на базе МБДОУ «Детский сад № 6 «Малахит» г. Чебоксары и МБДОУ «Детский сад № 44 компенсирующего вида» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, имеющие нарушения зрения (средний возраст 5 лет 8 мес.; 12 девочек и 8 мальчиков) и 20 нормально видящих сверстников (средний возраст 5 лет, 7 мес.; 10 девочек, 10 мальчиков). Анализ медицинской документации показал, что у 80% детей имелись нарушения рефракции (миопия и гиперметропия средней и высокой степени, гиперметропический астигматизм), 20% испытуемых имели монолатеральное либо альтернирующее сходящееся косоглазие в сочетании с гиперметропией, у 20% детей – состояние после исправления косоглазия.

Для оценки прогностической деятельности была использована модифицированная методика Л. И. Переслени [1, 2 с. 23]. В качестве стимульного материала вместо букв были использованы геометрические фигуры (круг и квадрат). Оценка процессов прогнозирования осуществлялась на основе выявления уровня прогностической деятельности.

Результаты экспериментального исследования представлены в таблице, которая позволяют сделать сравнительный анализ об уровне сформированности мышления у детей 5-6 лет.

В таблице 1 представлены результаты исследования прогностической деятельности у испытуемых по методике «Угадайка» Л. И. Переслени.

Таблица 1- Уровни успешности выполнения задания:

 

Высокий уровень

Средний уровень

Абс.

%

Абс.

%

ЭГ

13

65

7

35

КГ

14

70

6

30

Примечание: Группа ЭГ – дети с нарушения зрения

                       Группа КГ – здоровые дети

Таким образом, результаты методики «Угадайка» показывают, что у детей в группе с нарушениями зрения преобладает высокий уровень выявления порядка чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний (65%), а так же отмечается средний уровень (35%). У нормально видящих сверстников также преобладает высокий уровень выявления порядка чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний (70% детей), затем средний уровень (30% детей).

В обеих группах по результатам исследования не выявилось низкого уровня.

При выполнении заданий детям экспериментальной и контрольной группы требовалось незначительная помощь. Они понимали предоставленную им инструкцию, но можно отметить, что у некоторых детей наблюдались трудности в методике «Угадайка». Детям экспериментальной и контрольной группе приходилось повторять сказанную инструкцию, требовались помощь взрослого в форме пояснения, разъяснений, указаний. Контрольная группа детей называла фигуры, которые не были представлены в наборе (например: прямоугольник, треугольник, овал). У некоторых детей отсутствовало желание выполнять задания, средняя степень сосредоточения на задании.

Полученные результаты дополняют характеристику познавательного развития детей с нарушениями зрения и здоровых детей и могут быть учтены при организации психолого-педагогического сопровождения их развития.

 Список литературы

 1.     Васильева Н. Н. Возрастные преобразования процессов прогнозирования у детей в возрасте от 5 до 7 лет / / European Social Science Journal. 2014. № 7-3 (46).

2.     Виноградова, А. Д.  Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова ; Сост. А.Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.

3.     Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. М., 2006.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ