ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

 ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет с использованием многоплановых картин. Представлены результаты исследования восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет. Полученные данные могут применяться на практике педагогами, работающими с данной категорией детей.

Ключевые слова: слабовидящие дети; восприятие глубины пространства, форменное зрение, стереоскопическое зрение, глубинное зрение.

 

В настоящее время перед психологами и педагогами образовательных организаций стоят задачи разработки природо - и культуросообразных программ психологической и педагогической поддержки познавательного и социально-личностного развития детей. По мнению исследователей, учет психофизиологических особенностей обеспечит создание комфортной развивающей образовательной среды для ребенка.

Восприятие глубины пространства – это способность воспринимать окружающую действительность в трёх ее измерениях. С помощью данной зрительной функции дети способны воспринимать многоплановые сюжетные картины и ориентироваться на плоскости картины, выделять рисунок на фоновой поверхности, искать предметное изображение на рисунках, воспринимать изображение с разного расстояния; развивается зрительный способ определять пространственные отношения, так же формируется способность оценивать зрительное расстояние от себя до других объектов.

Проблема развития восприятия глубины пространства у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике и специальной психологии. Зрительное восприятие играет важную роль в познании предметов и явлений окружающей действительности.

У новорожденного отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому бинокулярного зрения нет. В возрасте 6-8 недель у детей уже появляется способность фиксировать объект обоими глазами, а у 3-4-месячного - устойчивая бинокулярная фиксация. К 5-6 мес. формируется непосредственно фузионный рефлекс. Формирование полноценного бинокулярного зрения заканчивается к 12 годам, поэтому нарушение бинокулярного зрения (косоглазие) считается патологией дошкольного возраста [2].

Для слабовидящих детей, отмечает Т. А Карандаева, «характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами. Слабовидящие дети относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства. Нарушение бинокулярного зрения чаще всего обусловлено косоглазием и приводит к отклонениям в оценке глубины пространства и отношений между разно удаленными предметами, что осложняет создание синтезированного зрительного образа» [1, с.49-50].

Восприятие пространства начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям – в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль [4].

Этот процесс представляет большую значимость в психическом развитии и жизнедеятельности человека. Его развитие – это трудный и длительный по времени путь, у которого есть свои сензитивные периоды. Восприятие совершенствуется с каждым возрастным периодом.

Для развития восприятия глубины пространства исследователи рекомендуют использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, поскольку она является ведущей на данном возрастном периоде.

Цель нашей работы состояла в изучении особенностей развития восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет.

Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №6 «МАЛАХИТ» города Чебоксары Чувашской Республики. В нем приняло участие 16 детей 6–7 лет, имеющих нарушения зрения (средний возраст 6 лет 5 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков). Мы поделили детей на 2 группы (контрольную и экспериментальную). С экспериментальной группой в дальнейшем предполагается проведение коррекционной работы. Анализ медицинской документации показал, что у 65% детей имелись нарушения рефракции (амблиопия и гиперметропия слабой, средней и высокой степени, гиперметропический астигматизм), 30% испытуемых имели сходящееся альтернирующее косоглазие в сочетании с гиперметропией, у 5% детей – состояние после исправления косоглазия.

Для оценки развития восприятия глубины пространства была разработана методика, основанная на трудах Г. В. Никулиной [3], которая состояла из трех диагностических заданий.

1.              Рассматривание многоплановой картины «Весна»

Цель: определить уровень и особенности развития зрительного восприятия многоплановой картины.

2.              Задание «Вид из окна»

Цель: определить уровень и особенности развития зрительного восприятия реального пространства.

3.              Задание на фигурно-фоновое различение «Где спрятались зайцы?»

Цель: учить видеть, понимать и словесно обозначать расположение предметов на картине.

Критериями оценки стали:

- правильность выделения и называния объектов разных планов картин;

- правильность выделения и называния объектов ближнего и дальнего планов;

- количество найденных фигур;

- использование пространственных терминов;

- самостоятельность.

Обобщенные данные по трём диагностическим заданиям, направленные на диагностику уровня и особенностей развития восприятия глубины пространства по результатам констатирующего эксперимента у детей с нарушением зрения мы представили в итоговой таблице 1.

Таблица 1 – Обобщенные результаты по 3 диагностическим методикам  восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента

      Испытуемые

Уровни

ЭГ

КГ

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

2

25

2

20

Средний

4

50

3

40

Низкий

2

25

3

40

 

Из таблицы 1 видно, что слабовидящие дети 6–7 лет ЭГ имеют высокий уровень (25%),средний (50%) и низкий уровни (25%) развития восприятия глубины пространства. Контрольная группа показала следующие результаты развития восприятия глубины пространства у слабовидящих детей: 40% детей имеют средний и низкий уровни, высокий уровень лишь у 20% детей.

Анализ результатов диагностики позволяет выделить следующие особенности развития восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет:

-                наибольшие трудности у слабовидящих детей возникают с заданием на восприятие изображения с трех плановой перспективой: определение ближнего и дальнего планов, нахождение зашумленных предметов, понимание заслоненности одного предмета другим. На наш взгляд это связано с характером зрительной патологии у детей (большинство детей, показавших низкий уровень, имели нарушения бинокулярного зрения);

-                трудности в применении пространственных терминов в речи детей (например дети путают предлоги «за» и «под»);

-                дети с нарушениями зрения при выполнении задания нуждались в оказании различного рода помощи: повторении инструкции, переспрашивании, одобрении, демонстрации и стимуляции дальнейших действий.

Таким образом, в результате исследования восприятия глубины пространства у слабовидящих детей 6–7 лет с нарушениями зрения, мы пришли к следующим выводам: у них отмечаются нарушения в ориентировке и определении удаленности на плоскости картины, в окружающем пространстве. Также у них наблюдаются нарушения в использовании пространственных понятий: наречий и предлогов, выражающих пространственные отношения. Это связано с тем, что у слабовидящих детей сужается поле зрения, снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и, соответственно, пространственных представлений, а также у них ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Полученные результаты будут использоваться нами в дальнейшем при организации психолого-педагогической коррекционной работы.

 ЛИТЕРАТУРА

1.               Карандаева, Т.А. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Мар. Гос. Ун-т; Т.А. Карандаева. – Йошкар-Ола, 2013. - 172с.

2.               Ковалевский, Е. И. Детская офтальмология / Е. И. Ковалевский. – Москва : Медицина, 2013. – 151 с.

3.               Никулина, Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием [Электронный ресурс]: (Психол.-пед. основы работы по развитию зрит. восприятия в условиях образоват. учреждения общ. назначения): Учеб. пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 1999 86 с.

4.               Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск : «Соврем. слово», 2006 100 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ