Учим детей различать и слышать звуки
Учим детей различать и слышать звуки
Детей окружает разнообразие звуков: музыка, щебетание птиц, шум ветра, журчание воды, шелест травы, полёт самолета и многие другие звуки.
Слова – это тоже речевые звуки, которые
с рождения ребёнка наиболее важны. Во время внутриутробного развития ребёнок
уже начинает слышать голов мамы и ток крови. К рождению он начинает реагировать
на различные звуки, голоса и шумы. С рождения ребёнок достаточно хорошо слышит,
но ещё не может соотнести звуки с предметами и понять его происхождение. Ему
необходимо научиться идентифицировать звуки и воспринимать звуко-зрительную
информацию. Каждый ребёнок по-разному реагирует на звуки.
Стоит отметить, что здоровые детки
впервые 2 месяца жизни реагируют только на звучание, издаваемое на расстоянии
1,5 метра. Только с 2 месяцев дальность звуков, которые может воспринять малыш,
увеличится до 3 метров.
Речь способствует общению ребёнка со
взрослыми, получению информации, приобщает его к деятельности и происходит
процесс овладения нормами поведения.
Постепенно ребёнок начинает вслушиваться
в слова, сопоставлять их звучание и пытается повторить их, различать данные
звуки.
У многих старших дошкольников
наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Чистота речи детей может зависеть от
многих факторов, таких как речевое внимание, развитие речевого слуха, речевого
дыхания, голосового и речевого аппарата.
Во время занятий ребенок вслушивается в
слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в
слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на
заданный звук.
Затем дети знакомятся с
материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки
в слове по порядку и моделировать слова.
В процессе обучения дети последовательно
овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся
вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать
слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. В результате дети уже
в 5 лет приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь
необходимую для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения
родного языка.
Не рекомендуется переходить к следующим
занятиям, пока не освоен материал предыдущих. Выполнив все упражнения по всем
темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие
лексического значения слова и способствует развитию речи.
У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания.
Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у
него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть
причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной
домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры
взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это
своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А
так, – отключился, и здоровье сохранил.
У ребёнка не сформировано понимание
звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл
высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с
конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть
несколько.
Дефицит общения.
Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот
некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы,
работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в
речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни
печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.
В подобной ситуации только полноценное
общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и
психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и
сверстниками!
Патологические (болезненные) процессы в центральной
нервной системе ребёнка: внутриутробная интоксикация,
родовые и постродовые травмы головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.
Всё это может привести к сенсорной алалии. Диагноз достаточно серьёзный, требующий
незамедлительного вмешательства невропатолога, психоневролога и логопеда. В
одиночку с ним не справиться ни малышу, ни его родителям. Процесс реабилитации
и коррекции этого заболевания может растянуться на долгие годы.
Несформированность фонематического слуха. Наличие
фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из
общего речевого потока и умение их различать друг от друга. Когда этого нет,
человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ,
ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА.
Фонематический слух, слуховое внимание можно и нужно развивать. А начинать надо с самого простого: с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Этому поспособствуют, на первых этапах, самые обычные погремушки и игрушки. Если дитё мало, начните с того, что приучите его поворачивать головку на звучащий предмет, и когда ребёнок найдёт его глазами, ещё раз повторите звук. Малыш наверняка потянется за игрушкой и захочет самостоятельно извлечь звук. Предоставьте ему эту возможность. А сами при этом не забудьте сказать: « Ах, как славно гремит погремушка!»
Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Цель первого
этапа
– развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для
успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в
речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения,
поэтому надо научить ребёнка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения
можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за
окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто
смеется?».
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребёнка
понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются
эмоциональные оттенки речи.
Дидактическая
игра «Далеко-близко».
Цель игры: развитие основных качеств
голоса: силы, высоты.
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку
игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает,
когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя
силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу
взрослого: далеко» - «близко».
Дальнейшее усложнение игры состоит в
том, что ребёнок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и
индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок
очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребёнок должен мяукнуть,
изображая страх.
Кроме того, на этом этапе важно научить
ребёнка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение
движений в соответствующем темпе.
3 этап – различение слов, близких по слоговому
составу.
Овладение ребёнком речью связано с его
повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни
становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора
разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание,
наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу
над звуковой стороной слова.
Воспользуемся природной одаренностью к
рифмованию слов каждого малыша.
Дидактическая
игра «Не ошибись».
Ход игры: Взрослый показывает картинку и
громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду
называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай.
Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага –
тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются
на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать
нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более
сложному.
Можно использовать стихи для включения в
них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует
пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
4 этап – различение слогов.
Слог является минимальной единицей
речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
Дидактическая
игра «Кто как кричит?»
Ход игры: Взрослый выставляет картинки и
говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто, как кричит и повтори».
Другой вариант игры: картинки у ребенка.
Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
5 этап – различение звуков.
В любом языке существует определенное
количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет
значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно
слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и
«фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и
гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
Взрослый дает картинки ребенку Картинки
с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка
плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук
длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по
различению согласных звуков.
6 этап – анализ звукового состава слова.
Термином «фонематический (звуковой)
анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.
Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и
последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец
слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является
определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в
процессе обучения, да и, то, только после того, как ребенок овладеет навыками
элементарного анализа звукового состава слова.
1.
Лучше всего дети слышат и выделяют
ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист,
Ира, Оля.
2.
Дать ребенку несколько одинаковых
кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: А, АУ, АУИ. Ребенок
откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
Цель игры: Формирование умения находить
заданный звук в словах.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры: Взрослый демонстрирует и
называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок
должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
Дидактическая
игра «Клубочки-моточки»
Цель. Формировать умение подбирать слова
на заданный звук.
Оборудование: Клубочек.
Ход игры. Играющие передают друг другу
клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек
нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот,
у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать
клубочек дальше.
Дидактическая
игра «Лови звук»
Цель игры: Развитие фонематического
слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.
Ход игры: Взрослый называет ряд звуков,
ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.).
Дидактическая
игра «Лови слово»
Цель игры: Развитие фонематического слуха,
умения слышать звук в слове.
Оборудование: Набор предметных картинок.
Ход игры: Взрослый показывает картинку и
называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.
На более поздних этапах взрослый, молча, показывает картинку, а ребенок
проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
Дидактическая
игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель игры: Развитие фонематического слуха,
умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование: Набор коротких
стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры: Взрослый произносит
стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал: У Сени и Сани в
сетях сом с усами. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Кот копеек
накопил, Кошке козочку купил.
Дидактическая
игра «Кто-кто в
теремочке живет?»
Цель игры: Развитие умения определять
наличие звука в слове.
Оборудование: Домик с окошками и
кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры: Взрослый объясняет, что в
домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть,
например, звук [В]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех
изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых
есть звук [В] или [В’].
Дидактическая
игра «Два прихлопа-три притопа»
Цель игры: Развитие умения дифференцировать
сходные звуки.
Оборудование: Набор предметных картинок,
названия которых начинаются с оппозиционных звуков.
Ход игры: Ребенок должен хлопнуть,
услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав
другой.
Дидактическая
игра «Попугайчик»
Цель игры: Формировать слуховое
внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование: Игрушка Попугай.
Ход игры: Создается игровая ситуация, в
соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой
ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов,
ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. ПА-БА,
ТА-ДА, ТА-ТА-ДА, КА-ГА, КА-КА-ТА и другие
Дидактическая
игра «Озорные бубенцы»
Цель игры: Формировать слуховое
внимание, чувство ритма.
Оборудование: Бубен.
Ход игры. Взрослый прохлопывает
определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Комментарии
Отправить комментарий