Учим детей различать и слышать звуки

         Учим детей различать и слышать звуки


        Детей окружает разнообразие звуков: музыка, щебетание птиц, шум ветра, журчание воды, шелест травы, полёт самолета и многие другие звуки.

Слова – это тоже речевые звуки, которые с рождения ребёнка наиболее важны. Во время внутриутробного развития ребёнок уже начинает слышать голов мамы и ток крови. К рождению он начинает реагировать на различные звуки, голоса и шумы. С рождения ребёнок достаточно хорошо слышит, но ещё не может соотнести звуки с предметами и понять его происхождение. Ему необходимо научиться идентифицировать звуки и воспринимать звуко-зрительную информацию. Каждый ребёнок по-разному реагирует на звуки.

Стоит отметить, что здоровые детки впервые 2 месяца жизни реагируют только на звучание, издаваемое на расстоянии 1,5 метра. Только с 2 месяцев дальность звуков, которые может воспринять малыш, увеличится до 3 метров.

Речь способствует общению ребёнка со взрослыми, получению информации, приобщает его к деятельности и происходит процесс овладения нормами поведения.

Постепенно ребёнок начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание и пытается повторить их, различать данные звуки.

У многих старших дошкольников наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Чистота речи детей может зависеть от многих факторов, таких как речевое внимание, развитие речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Не рекомендуется переходить к следующим занятиям, пока не освоен материал предыдущих. Выполнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, – отключился, и здоровье сохранил.

У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько.

Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.

В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками!

Патологические (болезненные) процессы в центральной нервной системе ребёнка: внутриутробная интоксикация, родовые и постродовые травмы головного мозга, инфекционные заболевания и т.д. Всё это может привести к сенсорной алалии. Диагноз достаточно серьёзный, требующий незамедлительного вмешательства невропатолога, психоневролога и логопеда. В одиночку с ним не справиться ни малышу, ни его родителям. Процесс реабилитации и коррекции этого заболевания может растянуться на долгие годы.

Несформированность фонематического слуха. Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого потока и умение их различать друг от друга. Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА.

Фонематический слух, слуховое внимание можно и нужно развивать. А начинать надо с самого простого: с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Этому поспособствуют, на первых этапах, самые обычные погремушки и игрушки. Если дитё мало, начните с того, что приучите его поворачивать головку на звучащий предмет, и когда ребёнок найдёт его глазами, ещё раз повторите звук. Малыш наверняка потянется за игрушкой и захочет самостоятельно извлечь звук. Предоставьте ему эту возможность. А сами при этом не забудьте сказать: « Ах, как славно гремит погремушка!»

Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребёнка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребёнка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Дидактическая игра «Далеко-близко».

Цель игры: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: далеко» - «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребёнок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребёнок должен мяукнуть, изображая страх.

Кроме того, на этом этапе важно научить ребёнка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребёнком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Ход игры: Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Ход игры: Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто, как кричит и повтори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и, то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

1.              Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.

2.              Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: А, АУ, АУИ. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.


 Дидактическая игра «Где нужный звук?»

Цель игры: Формирование умения находить заданный звук в словах.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры: Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Дидактическая игра «Клубочки-моточки»

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук.

Оборудование: Клубочек.

Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

Дидактическая игра «Лови звук»

Цель игры: Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.

Ход игры: Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.).

Дидактическая игра «Лови слово»

Цель игры: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование: Набор предметных картинок.

Ход игры: Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый, молча, показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Дидактическая игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель игры: Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование: Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры: Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал: У Сени и Сани в сетях сом с усами. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Кот копеек накопил, Кошке козочку купил.

Дидактическая игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Цель игры: Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры: Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [В]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [В] или [В’].

Дидактическая игра «Два прихлопа-три притопа»

Цель игры: Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование: Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков.

Ход игры: Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

Дидактическая игра «Попугайчик»

Цель игры: Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование: Игрушка Попугай.

Ход игры: Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. ПА-БА, ТА-ДА, ТА-ТА-ДА, КА-ГА, КА-КА-ТА и другие

Дидактическая игра «Озорные бубенцы»

Цель игры: Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование: Бубен.

Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"