Конспект занятия по теме «Звук [Л]. Этапы автоматизации»



 Конспект занятия по теме «Звук [Л]. Этапы автоматизации»

Цель: закрепить правильное произношение звука [Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательная задача: способствовать обогащению словарного запаса; согласовывать слова, подбирать правильно рифмующие слова в предложения.

Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука, развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы, интерес к школьному обучению, умению, объяснять свои действия.

 Оборудование: кукла Лада, предметные картинки (ландыш, ложка, солнце, волк; мыло, мяч, мел, шар, пенал, пирамидка, стул, шоколад, ландыш), игра «Рыбалка», карточки со слогами.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуй! Посмотри, кто пришел к нам в гости? Это кукла Лада, она пришла посмотреть, как ты занимаетесь. Начнем! Сейчас мы с тобой будем отгадывать загадки и тогда узнаем, какой звук прячется в этих загадках.

Ø    Белые горошки

Стоят на тонкой ножке. (Ландыши)

Ø    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Ø    Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (Солнце)

Ø    В овечках знает толк

Свирепый, жадный... (Волк)

Дефектолог: Молодец! Справился с заданием и отгадал все загадки. Повторим все отгадки – Ландыш, Ложка, соЛнце, воЛк – какой звук есть в каждом слове?

Ребенок: Да. Это звук [Л].

Дефектолог: Правильно. Сегодня мы будем правильно произносить звук [Л]. Для начала нам нужно вспомнить характеристику звука [Л].

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, обозначается синим цветом, звонкий.

II. Основная часть

1. Пальчиковая гимнастика

Дефектолог: Язычок наш хорошо поработал, теперь пусть поработают пальчики.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

2. Артикуляционная гимнастика

Дефектолог: Для того чтобы правильно произносить звук [Л], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:

1. «Заборчик» - 5 раз

2. «Футбол» - 5 раз

3. «Качели» - 5 раз

4. «Вкусное варенье» - 5 раз

5. «Чистим зубки» - 5 раз

Молодец! Ты отлично справился с заданием.

3. Повторение артикуляционного уклада

Дефектолог: Лада, очень любит петь, давай и мы вместе с ней споем:

ЛА-ЛА-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

                 АЛА-АЛА-ОЛО

                ЕЛА-ЕЛА-ОЛО

                ИЛИ-ИЛА-ЯЛА

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ

ИЛ-ИЛ-ИЛ

4. Игра «Рыбалка»

Дефектолог: А теперь давай немного поиграем.

Представь, что ты пришел на озеро порыбачить. Тебе необходимо поймать рыбку, прочитать слог, который на ней написан, придумать слово с данным слогом, а затем составить предложение с этим словом.

5. Повторение чистоговорок.

(Произношение чистоговорки со звуком [Л].)

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – на полу лежит пила

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – сели дети в уголок

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – мы играем на полу

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – наши столики малы.

6. Физкультминутка

Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, влево, вправо. Получается на славу. Молодец!

Влево — вправо, влево - вправо. (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

7. Игра «Подбери и назови».

Дефектолог:  Лада пошла в магазин. Помоги Ладе купить вещи, в названии которых есть звук [Л].

Предметные картинки: мыло, мяч, мел, шар, пенал, пирамидка, стул, шоколад, ландыш.

Дефектолог: Молодец, ты правильно выбрал. Лада довольна.

8. Игра «Придумай слово»

Дефектолог: Придумай слова со звуком [Л] в начале, середине, конце.

Ребенок: Ландыш, ладонь, лавка, лава, лавина; солнце, шоколад, мыло, пила, золото; зал, бал, футбол, укол, дятел.

Дефектолог: Молодец! Ты отлично справился с заданием.

9. Игра на развитие фонематического восприятия.

Дефектолог:  Хлопни с ладоши, если услышишь в слове звук [Л].

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило, метла, кисть.

III. Подведение итогов.

Дефектолог: Молодец! Ладе очень понравилось, как ты занимался. А тебе понравилось заниматься? Что тебе понравилось. Какой звук ты сегодня произносил правильно?




Приложение 1

ЛА    ЛО    ЛУ    ЫЛ

ЕЛ    ИЛ    ЛА    ЛО

ЛУ   ЫЛ    ЕЛ    ИЛ


 Приложение 2

ЛА – ЛА – ЛА

ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ

АЛА–АЛА–ОЛО

ЕЛА–ЕЛА–ОЛО

ИЛИ–ИЛА–ЯЛА

 


 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"