Конспект занятия по теме «Звук [Л]. Этапы автоматизации»
Цель: закрепить правильное произношение звука [Л].
Задачи:
Коррекционно-образовательная
задача: способствовать обогащению
словарного запаса; согласовывать слова, подбирать правильно рифмующие слова в
предложения.
Коррекционно-развивающая
задача: развивать артикуляционный аппарат;
умения произносить звук [Л] изолированно, в слогах, словах, предложениях,
чистоговорках, правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки
звука, развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Коррекционно-воспитательная
задача: воспитывать интерес достижения
результата от выполненной работы, интерес к школьному обучению, умению,
объяснять свои действия.
Оборудование: кукла Лада, предметные картинки (ландыш, ложка,
солнце, волк; мыло, мяч, мел, шар, пенал, пирамидка, стул,
шоколад, ландыш), игра «Рыбалка», карточки со слогами.
Ход занятия
I. Организационный
момент.
Дефектолог: Здравствуй! Посмотри, кто пришел к нам в гости?
Это кукла Лада, она пришла посмотреть, как ты занимаетесь. Начнем! Сейчас мы с
тобой будем отгадывать загадки и тогда узнаем, какой звук прячется в этих
загадках.
Ø
Белые горошки
Стоят на тонкой ножке. (Ландыши)
Ø Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Ø
Ты весь мир
обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)
Ø
В овечках знает толк
Свирепый, жадный... (Волк)
Дефектолог: Молодец! Справился с заданием и отгадал все загадки. Повторим все
отгадки – Ландыш, Ложка, соЛнце, воЛк – какой звук есть в каждом слове?
Ребенок: Да. Это звук [Л].
Дефектолог: Правильно. Сегодня мы будем правильно произносить звук [Л]. Для начала нам нужно вспомнить характеристику звука [Л].
Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, обозначается синим
цветом, звонкий.
II. Основная
часть
1. Пальчиковая
гимнастика
Дефектолог: Язычок наш хорошо поработал, теперь пусть поработают
пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
На каждые две
строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить.
В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
2.
Артикуляционная гимнастика
Дефектолог: Для того чтобы правильно произносить звук [Л], нужно запомнить и правильно
выполнять следующие упражнения:
1. «Заборчик» - 5 раз
2. «Футбол» - 5 раз
3. «Качели» - 5 раз
4. «Вкусное варенье» - 5 раз
5. «Чистим зубки» - 5 раз
Молодец! Ты отлично справился с заданием.
3. Повторение артикуляционного
уклада
Дефектолог: Лада, очень любит петь, давай и мы вместе с ней споем:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
АЛА-АЛА-ОЛО
ЕЛА-ЕЛА-ОЛО
ИЛИ-ИЛА-ЯЛА
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ
ИЛ-ИЛ-ИЛ
4. Игра
«Рыбалка»
Дефектолог: А теперь давай немного поиграем.
Представь, что ты пришел на озеро порыбачить.
Тебе необходимо поймать рыбку, прочитать слог, который на ней написан,
придумать слово с данным слогом, а затем составить предложение с этим
словом.
5.
Повторение чистоговорок.
(Произношение чистоговорки со звуком [Л].)
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – на полу лежит пила
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – сели дети в уголок
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – мы играем на полу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – наши столики малы.
6.
Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо, влево, вправо. Получается на славу. Молодец!
Влево — вправо, влево - вправо. (Расставили ноги,
руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
7. Игра «Подбери и назови».
Дефектолог: Лада
пошла в магазин. Помоги Ладе купить вещи, в названии которых есть звук [Л].
Предметные
картинки: мыло,
мяч, мел, шар, пенал, пирамидка, стул, шоколад, ландыш.
Дефектолог: Молодец, ты правильно выбрал. Лада довольна.
8. Игра
«Придумай слово»
Дефектолог: Придумай слова со звуком [Л] в начале, середине, конце.
Ребенок: Ландыш, ладонь, лавка, лава, лавина; солнце, шоколад, мыло, пила, золото;
зал, бал, футбол, укол, дятел.
Дефектолог: Молодец! Ты отлично справился с заданием.
9. Игра на развитие фонематического восприятия.
Дефектолог: Хлопни с ладоши, если услышишь в слове звук [Л].
Слова:
лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило, метла, кисть.
III. Подведение
итогов.
Дефектолог: Молодец! Ладе очень понравилось, как ты занимался. А тебе
понравилось заниматься? Что тебе понравилось. Какой звук ты сегодня произносил
правильно?
Приложение 1
ЛА ЛО ЛУ ЫЛ
ЕЛ ИЛ ЛА ЛО
ЛУ ЫЛ ЕЛ ИЛ
ЛА – ЛА – ЛА
ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ
ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ
АЛА–АЛА–ОЛО
ЕЛА–ЕЛА–ОЛО
ИЛИ–ИЛА–ЯЛА
Комментарии
Отправить комментарий