Артикуляционная гимнастика в детском саду
Консультация для воспитателей по теме:
"Артикуляционная гимнастика в детском саду"
Речь является одной из центральных
психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности,
мышления. Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж
знаний, словарный запас, что позволяет ему свободно общаться на любую понятную
для него тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными
частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и
соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение,
спряжение, чередование звуков и словоизменение. В норме всё это легко
усваивается ребенком в общении, проблемы же на данном этапе возникают у детей с
задержкой психического развития [1, с.76].
Формирование речи у детей с ЗПР очень
длительный процесс. Работа по нормализации звукопроизношения у детей с
задержкой психического развития требует разнообразных приёмов и средств, одним
из которых является артикуляционная гимнастика.
Под артикуляционной гимнастикой понимают совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи [2, с.45].
Артикуляционная гимнастика занимает одно из
ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. С целью профилактики
возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного
возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на
развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Работу нужно основывать на играх и
регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и
обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те
области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий
ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес,
но никак не негативные эмоции [4, с.15].
Основной целью
артикуляционной гимнастики является
выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного
произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Виды
артикуляционных упражнений [3, с.27]:
·
Статические
упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную
позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка,
Грибок).
·
Динамические
упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность
языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол,
Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
При
выполнении артикуляционной гимнастики с детьми с ЗПР следует соблюдать
следующие требования:
1.
Каждое
упражнение выполняйте перед зеркалом.
2.
Движения
проводите неторопливо, ритмично, четко.
3.
Чаще
сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями
ребенка).
4.
Выполняя
упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя
движения языка.
5.
Важно
помнить о том, что гимнастика не должна ребенку надоедать.
Список литературы:
1.
Воробьева
Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.:
Литера, 2016. - 957 c.
2.
Дунаева
Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки/ Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. -
Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91с.
3.
Куликовская
Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А. Куликовская. - М.: Гном,
2012. - 589 c.
4.
Чиркина
Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения
отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
Комментарии
Отправить комментарий