Артикуляционная гимнастика в детском саду

 Консультация для воспитателей по теме:

"Артикуляционная гимнастика в детском саду"

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет ему свободно общаться на любую понятную для него тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. В норме всё это легко усваивается ребенком в общении, проблемы же на данном этапе возникают у детей с задержкой психического развития [1, с.76].

Формирование речи у детей с ЗПР очень длительный процесс. Работа по нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития требует разнообразных приёмов и средств, одним из которых является артикуляционная гимнастика.

Под артикуляционной гимнастикой понимают совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи [2, с.45].

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции [4, с.15].

Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Виды артикуляционных упражнений [3, с.27]:

·                 Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

·                 Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

При выполнении артикуляционной гимнастики с детьми с ЗПР следует соблюдать следующие требования:

1.              Каждое упражнение выполняйте перед зеркалом.

2.              Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

3.              Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).

4.              Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

5.              Важно помнить о том, что гимнастика не должна ребенку надоедать.

Список литературы:

1.              Воробьева Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c.

2.              Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки/ Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91с.

3.              Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2012. - 589 c.

4.              Чиркина Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ