Пальчики играют – речь развивают!
Уже давно ни для кого не
секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук)
и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия,
внимания, памяти, мышления и речи.
Известный педагог В. А.
Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь
организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы
замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц
артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук
наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.
Что же происходит,
когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение ритмических
движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками развивает умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание. Речь
ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за
выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится
запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша
развивается воображение и фантазия. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в
дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры имеют
важное значение в воспитании дошкольников. Ведь такие игры – это не только
увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для
развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа
и гимнастики рук и ног малыша, которые влияют на детский организм наилучшим
образом.
Кроме того, во время игр,
развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом,
во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и
рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением
пальчиковой игры. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память
воображение и фантазия.
Пальчиковые игры дают
возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с
тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Суть игры состоит в том,
чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых
существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу и так далее.
После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться
разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком
(например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
Вот несколько примеров таких упражнений:
ВАРЕЖКА
Маша варежку надела: (Сжать
пальцы в кулак.)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Все
пальцы разжать, кроме большого.)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
Ищешь, ищешь – и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как
живешь?» (Сжать пальцы в кулачок.)
ЗАМОК
На двери висит замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Кто его открыть бы мог?
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
Постучали, (Не расцепляя
пальцы, постучать ладонями друг о друга.)
Покрутили, (Покрутить
сцепленные руки в запястьях.)
Потянули (Пальцы сцеплены в
замок, руки тянутся в разные стороны.)
И открыли. (Расцепить пальцы.)
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка, (Разжимаем
поочередно пальцы из кулачка.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Вращаем разжатой ладошкой.)
Комментарии
Отправить комментарий