Артикуляционная гимнастика: игры и упражнения
Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель
артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Для
четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы,
небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при
участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма,
межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической
гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица,
ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять
упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем!
Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить
мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.
К 5 – 7 годам можно исправить уже
сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия,
тем более вероятен положительный результат.
Рекомендации
по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше
выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям
более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7
раз.
3. Статические упражнения выполняются по
10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для
артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти
от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений
новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и
закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо,
не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для
его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют
сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки
и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с
упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной
гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение
упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый
контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную
гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то
движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым
пальцем).
5. Для того чтобы ребенок нашел
правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем,
шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению
упражнений творчески.
Комментарии
Отправить комментарий