Роль сказки в развитии и воспитании детей
Дети черпают из сказок множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказки для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это
особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной
жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется
внутренний импульс к содержанию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится
специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной
деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему
свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказки, художественных произведений и в
развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют
словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной
речи. Но помимо всех этих, пусть и узловатых задач не менее важно сделать нашу
устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее
лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные
ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Тогда запоминание будет осознанно, глубокое.
Как правильно читать ребёнку сказку:
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда
вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех
моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не
отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите ребенка со сказкой
– вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте
его там одного!
3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь
на настроение ребёнка.
4. Если ребенок изо дня в день просит рассказать одну и ту
же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка
помогает решить.
5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В
сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил
лишнюю информацию, которая может его испугать.
6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В
качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и
вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но
очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после
рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти
игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображение, фантазии,
связной монологической и диалогической речи.
Предлагаем
рассмотреть некоторые из них.
«Встречи
героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше
запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается
сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из
сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нежно вспомнить, что говорили герои
друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не
встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и
медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить Колобка
за то, что такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи,
помогает лучше запомнить последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь
на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он
вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также
для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным
сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого
воображение, фантазии, связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните
последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие
герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место
действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место
действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если
там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный
кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных
картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания
сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По порядка перед ребенком вкладываются картинки одной из
сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача
вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно
положить перевернутую картинку в том месте, глее она должна лежать, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо
рассказывать всю сказку.
«Сказочная
цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным
картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,
последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте
отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке.
Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Например, возьмите сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения
сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или
нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке,
с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно
вспомнить, что лиса забрала курочку взамен за лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут Вашему
ребенку лучше ориентироваться с мире сказок. А то бесценное время, которое Вы
проведете со своим малышом, играя, не заменят ни какие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней
хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту
модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Содержание
каждой сказки может подсказать родителям свои пути воспитания.
Комментарии
Отправить комментарий