Примерные дидактические игры для детей с РАС на прогулке.
Примерные дидактические игры для детей с РАС на прогулке.
Особое
предупреждение! Играть только под присмотром взрослого в виду того, что дети
с РАС часто тянут в рот самые неожиданные и несъедобные предметы.
Важно! Во время
игр необходимо комментировать свои действия, описывать процесс словами,
говорить то, что делаете. Обязательно хвалить ребенка, поощрять и помогать
справляться с возникающими у него трудностями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КОНТАКТА С ВЗРОСЛЫМИ
«Вместе
пляшем»
Цель: приобщать
детей к позитивному общению друг с другом. Учить малыша кружиться за руки с
партнером.
Оборудование:
Мишка (или кукла).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу.
Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На
ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:
Maшa любит
танцевать, ножкою притопывать.
Она любит
песни петь, ладошками прихлопывать.
Ножкою
топ-топ, покружились топ-топ,
Ручками
хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый
держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом
находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с
ребенком.
В конце танца
взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец,
Маша, помогала Танюше кружиться!»
«Найди свою
пару»
Цель: закрепить
умение определять различия между мальчиком и девочкой.
Ход игры: Педагог делит детей по парам –
мальчик и девочка. Пары находятся и под музыкальное сопровождение свободно двигаются
по площадке. По сигналу педагога, не обходимо найти свою пару.
«Мяч
передавай, имя называй»
Цель: учить
взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка, фиксировать
внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование:
детский мяч.
Ход игры:
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно
удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на, Петя!).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
«Кто
спрятался?»
Цель: учить
фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование:
яркий платок.
Ход игры:
Взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит
в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя – хороший, будем сейчас играть.
Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову
ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали.
Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и
восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди
ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой
игрушкой, запоминать названия игрушек, учить действовать в соответствии с их
функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству
детей.
Ход игры: Взрослый достает из яркой
красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?»
Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее.
Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка,
топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает». Взрослый побуждает
ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем
каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: познакомить ребенка с игровыми
действиями с мячом.
Оборудование: мяч средней величины
(диаметр 15 см), мячи разного размера.
Ход игры: Взрослый дает ребенку мешочек
и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того,
как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с
ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его
можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение
ребенком самостоятельных действий.
«Домашние животные»
Цель: учить классифицировать домашних
животных.
Оборудование: шапочки с изображением
домашних животных.
«Кто живёт в лесу»
Цель: учить классифицировать диких
животных.
Оборудование: шапочки с изображением
диких животных.
«Зимние развлечения малышей»
Цель: формировать знания детей о зимних
развлечениях малышей и взрослых.
Оборудование: сюжетные картинки.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
«Кати в ворота»
Цель: учить детей прокатывать мяч в
нужном на-правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие
координации движений рук.
Оборудование: мяч средней величины,
ворота.
Ход игры: Взрослый показывает, как нужно
прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает
ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.
«Лови мяч»
Цель: учить ловить мячи разной величины,
развивать координацию движений рук и быстроту реакции.
Оборудование: мячи разной величины.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку
ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками
ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за
головы.
В конце игры
предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет
его.
«Целься и кидай»
Цель: формировать навык метания мяча в
цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных
группах.
Оборудование: доска, обтянутая ворсистым
материалом, и маленькие мячики-липучки.
Ход игры: Детям предлагается по
подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как
нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шари-ки,
дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается
несколько раз.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
«Бабушкины
очки»
Цель: учить
удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение
пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы
сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку:
Бабушка очки надела и внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается
ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
«Вышел
пальчик погулять»
Цель: учить
выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.
Оборудование:
лист бумаги с на-рисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по
дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как
«топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить
позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по
«кочкам». При этом произносится потешка:
Пальчик топал
по дорожке, топ-топ, топ-топ,
Топать стал
второй немножко, топ-топ, топ-топ.
Третий
пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,
А четвертый
только раз — топ,
Вот большой
спешит по кочкам,
Будет
слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.
Повторяем наш
рассказ!
Игра повторяется
с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно
повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».
«Здравствуй,
пальчик»
Цель: учить
соединять пальцы обеих рук.
Оборудование:
лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры:
1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на
столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с
мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы поздороваются,
взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» – это здороваются
ладошки.
«Зайчики – пальчики»
Цель: учить
удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а
большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец.
Ход игры:
Взрослый сидит рядом с ребенком. Локоть руки взрослого расположен на столе.
Пальцы – указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются
безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него
длинные ушки:
Зайка серенький
сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Взрослый
предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился
Зайка. Здравствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ребенка). В конце
игры взрослый спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз
показывает положение пальцев, изображающих зайца.
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
«Подбери по
цвету»
Цель: развивать
умение детей находить и определять по цвету окружающие предметы, действовать по
вербальной инструкции педагога.
«Такое, как и
солнышко»
Цель: закреплять
знания детей о солнце, его форму, цвет. Формировать умение находить вокруг
предметы по образцу педагога.
«Воздушные
шарики»
Цель: упражнять
в уменши подбирать по образцу педагога, основных цветов спектра.
Оборудование: разноцветные
воздушные шары.
«Украшаем
елку»
Цель: формировать
умение подбирать шары нужного цвета, действуя по вербальной инструкции
педагога.
Оборудование: пластиковые
ёлочные шары разного цвета.
«Подбери
игрушки одного цвета»
Цель: упражнять
в умении подбирать и группировать игрушки по определенным цветом.
Оборудование: пластиковые
лотки желтого, зеленого, красного цвета, набор мелких разноцветных игрушек.
«Красный,
желтый, зеленый»
Цель: развивать
слуховое и зрительное восприятие цвета.
Оборудование: карточки
красного, зеленого, и желтого цвета.
«Найди
осенние и летние листочки»
Цель: способствовать
формированию мирового восприятия листьями деревьев детей.
Оборудование: карточки
с изображением летнего и осеннего дерева, листья зеленого, желтого, красного,
оранжевого цвета.
«Найди цветок
для бабочки»
Цель: развивать
умение детей соотносить цвета, способствовать закреплению знаний названий
цветов.
Оборудование: карточки
с изображением цветка и бабочки желтого, красного, синего цветов.
Комментарии
Отправить комментарий