Конспект непосредственно – организованной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) для детей дошкольного возраста по лексической теме «Весна – чудное время года!»

 

Тема занятия: «Весна – чудное время года!»

Цель занятия: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

Ø    закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, подбирать прилагательные к существительным;

Ø    закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Ø    развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением;

Ø    развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Ø    воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;

Ø    учить правильному поведению в природе.

Предварительная работа: Презентации «Птицы»; наблюдение за изменениями в природе на участке, чтение литературы о весне, рассматривание иллюстраций с изображением различных признаков весны. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие? Какое?».

Оборудование и материалы: мяч, солнце, лучики, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: зимующих птиц (воробей, ворон, галка, сорока, серая ворона, синица, сойка, снегирь) и перелётных птиц (журавль, кукушка, аист, ласточка, чайка, соловей, жаворонок, скворец), картинка «Нелепица».

Методы и приемы: словесный (беседа, самостоятельная работа), практический (карточки, дидактические игры), наглядный (слайды, картинки по теме занятия).

Словарная работа: звенит капель, проталины, скворечник, бегут ручьи, почки, трава (прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю; молодая, зеленая, первая, нежная, душистая), перелетные: (журавли, грачи, ласточка, скворец, …), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные.

Ход занятия

 

Вводная часть.

 

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает, –

Кто это время года знает? (Весна.)

 

Дефектолог: Кто догадался, о чем мы продолжим сегодня говорить на занятии?

Дети: О весне.

Дефектолог: Как вы догадались?

Дети: Появились проталины, скворцы летят к скворечнику, зазвенела капель, медведь проснулся, солнышко стало сильнее греть.

Дефектолог: Молодцы! Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).

Дети перечисляют признаки весны: солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и так далее.

 

Основная часть.

 

1-е задание дидактическое упражнение «Развеселите солнышко»

Дефектолог: Посмотрите ребята, солнышко грустное. Как вы думаете, почему оно грустное?

Дети: У него нет лучиков.

Дефектолог: Покажите, мне как солнышко грустит. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым

Дети: Прикрепить к нему лучики.

Дефектолог: Придумайте красивые слова солнышку и прикрепите свои лучики. Солнце какое?

Дети: Солнце … . (Перечисляют какое.)

Дефектолог: Солнышко вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Покажите мне, как солнышко улыбается.

 

2-е задание дидактическая игра «Назови больше признаков».

Дефектолог: Ребята, зимой небо какое?

Дети: Небо зимой хмурое, низкое, тяжелое, холодное, мрачное.

Дефектолог: А весной небо какое?

Дети: Небо весной голубое, ясное, чистое, высокое, весеннее, веселое.

Дефектолог: Молодцы справились с заданием.

 

3-е задание дидактическое упражнение «Земля-матушка»

Дефектолог: Ребята, давайте поговорим с вами о том, что происходит с землей в разные времена года.

Дети: Хорошо.

Дефектолог: Чем покрыта земля осенью?

Дети: Земля осенью покрыта опавшими листьями.

Дефектолог: Чем покрыта земля зимой?

Дети: Земля зимой покрыта снегом.

Дефектолог: Чем покрыта земля весной?

Дети: Земля весной покрыта первой травой.

Дефектолог: Трава весной какая?

Дети: Трава весной молодая, зеленая, первая, нежная, душистая.

Дефектолог: Что происходит с травой весной?

Дети: Весной трава всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.

Дефектолог: Молодцы!

 

Физкультминутка:

Собирайся, детвора! (Хлопки в ладоши.)

Весна зовет: «Гулять пора!»

Будем по лесу гулять, (Шагают на месте.)

Свежим воздухом дышать. (Вдох-выдох.)

На носочках по тропинке (Идут друг за другом на носочках.)

Друг за другом мы идем. (Идут с высоким подниманием коленей.)

Встали елки на пути. (Идут «змейкой» друг за другом.)

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно:

О ветки уколоться можно.

Вот сороки пролетели, (Бегут по кругу на носочках ,плавно взмахивая руками вверх-вниз.)

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки-белобоки:

— Весна идет! Весна идет! (Идут по кругу, взявшисьза руки.)

За весною вслед пойдем,

Хоровод мы заведем!

Будем петь и танцевать! (Останавливаются, поднимают руки вверх, выполняют поклон.)

Весну красную встречать!

 

4-е задание дидактическое упражнение «Что перепутал художник».

Дефектолог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую нарисовал рассеянный художник. Все ли правильно он изобразил?

Дефектолог: Молодцы!

 

5-е задание дидактическая игра «О ком заботится мама?»

Дефектолог: Все мамы, даже у зверей, заботятся о своих детях.

– О ком заботится мама зайчиха – о зайчонке.

– О ком заботится мама волчица – … .

– О ком заботится мама медведица – … .

– О ком заботится мама ежиха – … .

– О ком заботится мама белка – … .

 

Дефектолог: А теперь поиграем в игру «Кто, где живёт?». Скажем, в каких домиках живут наши животные.

 

6-е задание дидактическое упражнение «Кто, где живёт?»

Дефектолог: Где живёт лиса?

Дети: Лиса живёт в норе.

Дефектолог: Где живёт медведь?

Дети: Медведь живёт в берлоге.

Дефектолог: Где живёт волк?

Дети: Волк живёт в логове.

Дефектолог: Где живёт белка?

Дети: Белка живёт в дупле.

Дефектолог: Где живёт заяц?

Дети: Заяц живёт под кустом.

Дефектолог: Где живет ежик?

Дети: Ежик живет в норе.

 

7-е задание дидактическая игра «Какая птица?»

Дефектолог: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

Дети: Перелётные.

Дефектолог: Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Грач, скворец, ласточка.

Дефектолог: Как называют птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Зимующие.

Дефектолог: Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Голубь, воробей, снегирь, синица.

Дефектолог: Что люди делают, чтобы помочь птицам прокормиться зимой и весной?

Дети: Строят кормушки зимующим птицам и скворечники для скворцов.

Дефектолог: Ребята посмотрите. Здесь две картинки. На одной зимний лес, на другой – весенняя поляна. У каждого из вас лежат карточки с изображением перелётной и зимующей птицы. Вам нужно расставить своих птиц правильно на картинках.


 Заключительная часть.

Дефектолог: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какие игры вам понравились больше всего?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры на лексическую тему "Перелетные птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Наше тело"

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ