Конспект непосредственно – организованной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) для детей дошкольного возраста по лексической теме «Весна – чудное время года!»
Тема занятия: «Весна – чудное время года!»
Цель занятия: Обобщение представлений о весне и
типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация
словаря по теме «Весна».
Коррекционно-образовательные
задачи:
Ø
закрепить навыки
словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными,
подбирать прилагательные к существительным;
Ø
закреплять умение
отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие
задачи:
Ø
развивать зрительное
восприятие, внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением;
Ø
развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
Ø
воспитывать у детей
чувство любви и бережного отношения к природе;
Ø
учить правильному
поведению в природе.
Предварительная работа: Презентации «Птицы»; наблюдение за
изменениями в природе на участке, чтение литературы о весне, рассматривание
иллюстраций с изображением различных признаков весны. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?
Какое?».
Оборудование и материалы:
мяч, солнце, лучики, картинки
с изображением признаков весны, предметные картинки: зимующих птиц (воробей,
ворон, галка, сорока, серая ворона, синица, сойка, снегирь) и перелётных птиц
(журавль, кукушка, аист, ласточка, чайка, соловей, жаворонок, скворец),
картинка «Нелепица».
Методы и приемы: словесный (беседа, самостоятельная
работа), практический (карточки, дидактические игры), наглядный (слайды, картинки
по теме занятия).
Словарная работа: звенит капель, проталины, скворечник,
бегут ручьи, почки, трава (прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает
землю; молодая, зеленая, первая, нежная, душистая), перелетные: (журавли,
грачи, ласточка, скворец, …), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные.
Ход занятия
Вводная часть.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает, –
Кто это время года знает? (Весна.)
Дефектолог: Кто догадался, о чем мы продолжим сегодня говорить на
занятии?
Дети: О весне.
Дефектолог: Как вы догадались?
Дети: Появились проталины, скворцы летят к скворечнику, зазвенела
капель, медведь проснулся, солнышко стало сильнее греть.
Дефектолог: Молодцы! Назовите самые первые признаки весны в природе.
(Выставляются картинки).
Дети перечисляют признаки весны: солнце светит ярче, тает снег, бегут
ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней,
а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и так
далее.
Основная часть.
1-е задание дидактическое
упражнение «Развеселите солнышко»
Дефектолог: Посмотрите ребята, солнышко грустное. Как вы думаете, почему
оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Дефектолог: Покажите, мне как солнышко грустит. Ребята, что нужно
сделать, чтобы солнышко стало веселым
Дети: Прикрепить к нему лучики.
Дефектолог: Придумайте красивые слова солнышку и прикрепите свои лучики.
Солнце какое?
Дети: Солнце … . (Перечисляют какое.)
Дефектолог: Солнышко вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Покажите
мне, как солнышко улыбается.
2-е задание дидактическая
игра «Назови больше признаков».
Дефектолог: Ребята, зимой небо какое?
Дети: Небо зимой хмурое, низкое, тяжелое, холодное, мрачное.
Дефектолог: А весной небо какое?
Дети: Небо весной голубое, ясное, чистое, высокое, весеннее,
веселое.
Дефектолог: Молодцы справились с заданием.
3-е задание дидактическое
упражнение «Земля-матушка»
Дефектолог: Ребята, давайте поговорим с вами о том, что происходит с
землей в разные времена года.
Дети: Хорошо.
Дефектолог: Чем покрыта земля осенью?
Дети: Земля осенью покрыта опавшими листьями.
Дефектолог: Чем покрыта земля зимой?
Дети: Земля зимой покрыта снегом.
Дефектолог: Чем покрыта земля весной?
Дети: Земля весной покрыта первой травой.
Дефектолог: Трава весной какая?
Дети: Трава весной молодая, зеленая, первая, нежная, душистая.
Дефектолог: Что происходит с травой весной?
Дети: Весной трава всходит, появляется, прорастает, пробивается,
зеленеет, ковром покрывает землю.
Дефектолог: Молодцы!
Физкультминутка:
Собирайся,
детвора! (Хлопки в ладоши.)
Весна
зовет: «Гулять пора!»
Будем
по лесу гулять, (Шагают на месте.)
Свежим
воздухом дышать. (Вдох-выдох.)
На носочках по тропинке (Идут друг за другом на
носочках.)
Друг за другом мы идем. (Идут с высоким
подниманием коленей.)
Встали
елки на пути. (Идут
«змейкой» друг за другом.)
Нам
их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно.
Вот
сороки пролетели, (Бегут по кругу на носочках ,плавно
взмахивая руками вверх-вниз.)
Им,
сорокам, не до сна!
Трещат
сороки-белобоки:
—
Весна идет! Весна идет! (Идут по кругу, взявшисьза руки.)
За
весною вслед пойдем,
Хоровод
мы заведем!
Будем петь и танцевать! (Останавливаются, поднимают руки вверх, выполняют
поклон.)
Весну
красную встречать!
4-е задание дидактическое
упражнение «Что перепутал художник».
Дефектолог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую
нарисовал рассеянный художник. Все ли правильно он изобразил?
Дефектолог: Молодцы!
5-е задание дидактическая
игра «О ком заботится мама?»
Дефектолог: Все мамы, даже у зверей, заботятся о
своих детях.
– О ком заботится мама зайчиха – о зайчонке.
– О ком заботится мама волчица – … .
– О ком заботится мама медведица – … .
– О ком заботится мама ежиха – … .
– О ком заботится мама белка – … .
Дефектолог: А теперь
поиграем в игру «Кто, где живёт?». Скажем, в каких домиках живут наши животные.
6-е задание дидактическое
упражнение «Кто, где живёт?»
Дефектолог: Где живёт лиса?
Дети: Лиса живёт в норе.
Дефектолог: Где живёт медведь?
Дети: Медведь живёт в берлоге.
Дефектолог: Где живёт волк?
Дети: Волк живёт в логове.
Дефектолог: Где живёт белка?
Дети: Белка живёт в дупле.
Дефектолог: Где живёт заяц?
Дети: Заяц живёт под кустом.
Дефектолог: Где живет ежик?
Дети: Ежик живет в норе.
7-е задание дидактическая
игра «Какая птица?»
Дефектолог: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётные.
Дефектолог: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Грач, скворец, ласточка.
Дефектолог: Как называют птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие.
Дефектолог: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Голубь, воробей, снегирь, синица.
Дефектолог: Что люди делают, чтобы помочь птицам прокормиться зимой и
весной?
Дети: Строят кормушки зимующим птицам и скворечники для скворцов.
Дефектолог: Ребята посмотрите. Здесь две картинки. На одной зимний лес,
на другой – весенняя поляна. У каждого из вас лежат карточки с изображением
перелётной и зимующей птицы. Вам нужно расставить своих птиц правильно на
картинках.
Дефектолог: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какие игры
вам понравились больше всего?
Комментарии
Отправить комментарий